?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Не спи - кругом змеи!


Давно я с таким удовольствием не читал книгу по антропологии, со времен книг Джареда Даймонда («Коллапс» и «Ружья, микробы и сталь»). Интуиция меня не подвела, когда в московском книжном магазине я вцепился в книгу Дэниела Эверетта «Не спи – кругом змеи!» с подзаголовком «Быт и язык индейцев амазонских джунглей».

Индейцы, правда, не простые. Это пираха (пирахан) – о них не так давно по интернету ходили многочисленные, хоть и однотипные, статьи с подзаголовками вроде «Самые счастливые люди на планете», «Самое беззаботное дикое племя мира», а то и «Рецепты счастья от самого безмятежного народа на планете».  И вот у меня в руках книга от того самого автора, который и рассказал большому миру про это племя, описав свой опыт жизни среди пираха (и заодно перевернув лингвистику и антропологию верх дном).

Они не знают чисел, кроме «один» и «два». В их языке нет форм прошедшего и будущего времени. У них нет мифологии и религии – никаких преданий о сотворении мира, богах и героях. Для них мир был таким всегда. Они проявляют очень слабый интерес к западной цивилизации, подходя к ней с убийственным прагматизмом – "что удобно и что вписывается в наш привычный образ жизни, то берем, а что неудобно или может серьезно повлиять на наш образ жизни - отвергаем". Они не делают запасов и не заготавливают еду впрок. У них отсутствует присущий большинству людей планеты ритм жизни «день-ночь». Базовый принцип их существования – принцип непосредственного восприятия. У них много чего еще есть…

Проведя в общей сложности 8 лет жизни среди пираха, ревностный протестантский миссионер Дэниел Эверетт, автор книги, стал атеистом и полностью разочаровался в религии вообще (признаюсь, что желание узнать, почему и как это произошло, было одним из мотивов приобретения книги). Глава 17-я, «Обращение миссионера», посвященная этому разочарованию, одна из наиболее веселых (!) и одновременно глубоких в этой книге.  «…Я снова обдумывал тяжелую задачу миссионера: убедить счастливое, всем довольное племя в том, что они – заблудшие овцы и нуждаются в Иисусе Христе, чтобы спасти душу, каждый свою… Мой учитель по предмету проповеди… говорил обычно: «Чтобы они узрели спасение, сначала они должны узреть погибель».

При этом в книге вовсе нет идиллического описания и сказочных блаженных индейцев из Золотого века или Эдемского сада. Болезни, смерти, убийства, голод, ложь, алкоголизм, дикие животные и облака кровососов – все «прелести» жизни в одном из самых диких уголков Земли, в самом сердце Амазонии. Периодически к пираха я начинал испытывать что-то вроде отвращения, иногда возмущался. Я точно понимаю, что некоторые стороны жизни пираха мне точно не нравятся. Но вот как-то они умудряются быть безмятежными, и контраст между издерганным от привычных нам беспокойства и тревоги Эвереттом и спокойными индейцами очень заметен.

«Им (пираха) приходится хуже, чем мне. Каждому индейцу приходится смотреть, как умирают его близкие. Они видят мертвые тела своих родных, могут до них дотронуться, хоронят их в лесу недалеко от селения. У них нет ни врачей, ни больниц, которые бы вылечили большинство заболеваний, как у нас… Если умерла ваша мать, ваш ребенок, муж, то вам все равно надо охотиться, ловить рыбу и собирать плоды. Никто за вас это не сделает. Жизнь не снисходит к смерти… Пираха неведомо, что белые люди на Западе живут почти в два раза дольше. Более того, мы не просто ожидаем, что проживем дальше, мы считаем, что это наше право… Американцам в особенности чужд этот стоицизм индейцев. Т дело не в том, что пираха равнодушны к смерти. Индеец так же, как и я, способен много дней плыть за помощью, если от этого зависит жизнь его детей. Меня не раз будили по ночам отчаявшиеся индейцы и умоляли прийти поскорее вылечить больного ребенка или жену. Боль и волнение, которые читались в их лицах, были ничуть не слабее, чему у других людей. Но я никогда не видел, чтобы пираха вели себя так, будто все вокруг обязаны им помогать в беде или нужно перестать заниматься обычными делами только потому, что кто-то болен или при смерти. Это не черствость, а здравый смысл».

Мир не обязан нам ничем – в этом одна из основ спокойствия пираха. Мир не должен нам ни долгой счастливой жизни, не обязан обеспечить отсутствие болезней и страданий у нас и у наших близких... Но лучше, конечно же, прочитать книгу, чтобы понять основу отношения пираха к жизни. Мне она очень понравилась, и заставила задуматься.

P.S. Книга состоит из двух частей, и вторая, посвященная уникальному языку пираха, больше ориентирована на людей, интересующихся лингвистикой, но даже в ней есть немало очень интересных зарисовок из жизни и психологии индейцев. В конце концов язык, с одной стороны, отражает, а с другой – формирует мышление и восприятие человека.

Эверетт и пираха



promo tumbalele february 13, 2013 16:48 238
Buy for 500 tokens
Ощущение душевной близости мужчины и женщины может быть настолько непереносимым, что мужчина и женщина начнут заниматься сексом, чтобы избежать переживания близости . Такой вот парадокс. Секс стал настолько обыденным делом, а для мужчин — чуть ли не обязательным — что проще…

Comments

( 31 comments — Leave a comment )
rubstein
Nov. 27th, 2016 01:00 pm (UTC)
спасибо!)
да, вот это и есть основа толтекского "смерть за твои плечом", и поэтому у тебя есть только здесь и сейчас.
tumbalele
Nov. 28th, 2016 01:39 am (UTC)
Пираха умудрились сделать это не просто философской концепцией, а образом жизни, причем таким, что особых усилий для того, чтобы оставаться в нем, не нужно.
oktober_ekb
Nov. 27th, 2016 02:01 pm (UTC)
Класс! :)
fabianna_f
Nov. 27th, 2016 02:35 pm (UTC)
вообще не близкие мне идеи, но книгу захотелось прочесть - сразу.
хороший отзыв, спасибо)
tumbalele
Nov. 28th, 2016 01:39 am (UTC)
А какие идеи не близки?
(no subject) - fabianna_f - Nov. 29th, 2016 10:56 pm (UTC) - Expand
alina_grekova
Nov. 27th, 2016 04:15 pm (UTC)

Спасибо за наводку!))

vinsenty
Nov. 27th, 2016 05:15 pm (UTC)
Спасибо.
two_monicas
Nov. 27th, 2016 06:30 pm (UTC)
Интересно!
aponibolinaen
Nov. 27th, 2016 08:29 pm (UTC)
С возрастом и так приходишь к подобному пониманию жизни.
Но бог нужен, не ревнитель за обрядами, не сепаратор для чёрньких и беленьких, Дед Мороз и неумолимый мститель в одном флаконе, а доброе начало, которому ты не безразличен.
Скорее всего, у автора бог был воплощением плохого и хорошего Санты - ну, от такого можно отказаться, повзрослев.
tumbalele
Nov. 28th, 2016 01:40 am (UTC)
Ну, пираха вообще обходятся без доброго начала, которому они небезразличны.
(no subject) - aponibolinaen - Nov. 28th, 2016 08:11 am (UTC) - Expand
nikotorix
Nov. 27th, 2016 08:57 pm (UTC)
"Мир не обязан нам ничем – в этом одна из основ спокойствия пираха. Мир не должен нам ни долгой счастливой жизни, не обязан обеспечить отсутствие болезней и страданий у нас и у наших близких..." -

а ведь чем-то похоже на то, что говорил Артур Сита. Вы его цитировали в другой записи, о счастье, которое не зависит от условий. Только в силу принадлежности к другой культуре он свою мысль выразил по-другому.

"Научись жить в этих условиях" - разве у пираха не тот же принцип? Если нет, то в чем разница между их позицией и убеждениями Ситы?

tumbalele
Nov. 27th, 2016 09:51 pm (UTC)
Если изменить условия, в которых живут пираха - они быстро и бесповоротно деградируют (и у Эверетта в книге немало тому примеров). Поэтому они защищают те условия, в которых живут (а отчасти их благополучие зависит от доброй воли бразильского правительства).
(no subject) - nikotorix - Nov. 27th, 2016 10:33 pm (UTC) - Expand
mu_er
Nov. 28th, 2016 01:15 am (UTC)
Теперь надо идти в книжный. И пойду. спасибо
nata_land
Nov. 28th, 2016 10:53 am (UTC)
Илья, а на вашу веру или, напротив, неверие, откровения миссионера оказали какое-то действие?
tumbalele
Nov. 28th, 2016 10:56 am (UTC)
Я пропащий атеист, поэтому не оказали. Скорее, повеселили описания попыток Эверетта обратить пираха в христианство.
deliberandi
Nov. 29th, 2016 11:08 am (UTC)
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!


:)

Описание миссии к пираха напомнило мне первую книгу серии Гиперион Дэна Симмонса. Она начинается с очень похожего рассказа о священнике Поле Дюре, которого епархия направляет отнести светильник веры на далёкую-далекую планету, в далёкое-далёкое место, где вдали от цивилизации обитает племя отстранённых, низкорослых, бесполых существ, которые называли себя бикура. У них тоже было только настоящее, им тоже не удавалось привить веру, всё своё они носили с собой и были всем довольны. Впрочем, бикура всё-таки поклонялись изваянию крестоформа, паразита, вживлённого в их тела и делающего их бессмертными и всем довольными. Священник и без того носил в себе кризис веры и сомнения, а у бикура его идеалы буквально затрещали по швам. Но паразит глумливых очертаний, пародия на христианское распятие, оказался продуктом техногенной цивилизации, развивавшейся параллельно и за счёт людей. И Дюре выжег его из себя чудовищной болью, не пожелав расставаться с трагическим восприятием жизни — грехом, виной, страданием, скорбью, этически-религиозной мистерией вообще.

Хотя можно допустить, что автор специально эпатирует и одновременно интригует читателя отмиранием своей веры в Бога (то есть совершенного человека) в пользу первозданной естественности и невинности нерасчленённой реальности, не упорядоченной идеей каузальной связи и созерцанием времени (непрерывностью памяти).

индейцу приходится смотреть, как умирают его близкие. Они видят мертвые тела своих родных, могут до них дотронуться, хоронят их в лесу недалеко от селения. У них нет ни врачей, ни больниц, которые бы вылечили большинство заболеваний, как у нас…

А вот это буквально один в один описание некоторых сцен из книги. К слову, житие Поля Дюре с бикура описывается не прямым повествованием, а пересказывается из дневника священника, что придаёт этому ещё большее сходство с историей Эверетта и изданной им книгой.

будто все вокруг обязаны им помогать в беде или нужно перестать заниматься обычными делами только потому, что кто-то болен или при смерти. Это не черствость, а здравый смысл

Чтобы броситься на помощь, нужно иметь запасы провианта, позволяющие оторваться от повседневных забот на некоторое время. У нас, даже если отдельный индивид не имеет таких запасов (на чёрный день), ему может помочь общество, ибо благосостояние распределено неравномерно. Однако все пираха ничего не накапливают и не запасают. Но едва ли это можно назвать здравым смыслом, ведь безмятежная недальновидность в итоге делает уязвимыми каждого отдельного пираха. Пожалуй.

Edited at 2016-11-29 10:10 pm (UTC)
tumbalele
Nov. 29th, 2016 11:22 pm (UTC)
Пираха существуют не менее 2 тыс. лет :)) Их общество уязвимо, не по причине того, что они не помогают друг другу (помогают), а по причине уязвимости окружающей среды, которая позволяет вести им их образ жизни. Изменится среда - рухнет их образ жизни.

teatralny_roman
Nov. 30th, 2016 10:15 am (UTC)
Так что же получается, бог нужен несчастным, неудовлетворенным? Необходимо пасть (пройти через осознание своего падения, испытать вину, стыд) для того, чтобы прийти к идее бога как спасения? Но ведь тогда получается, что до этой идеи... снова должна быть идея бога, только бога карающего...
deliberandi
Nov. 30th, 2016 03:06 pm (UTC)
Нет, «Бог» как понятие и идея играет роль противосолипсического конструкта, т. е. набора установок и правил (императивов и максим, или заповедей), позволяющих людям спокойно сосуществовать и плодотворно сотрудничать друг с другом. Религия, это одна из форм этического/ нравственного восприятия мира. Непосредственно грехопадение, это наглядный пример несовершенства человеческой натуры. В нас с рождения, как писал Кант, заложена склонность ко злу. Идея Бога и спасения души «мотивирует» человека к борьбе с пороками, нерачительностью и беспечностью, буквально по пошаговой инструкции «Что такое хорошо и что такое плохо». Подавляющему большинству из человеков нужен Пастырь (или психолог :), хотя гении и философы самостоятельно приходят к идее нравственности (моральный закон внутри). Если философ не открыл в себе глубокое религиозное чувство, то он пустышка и филистёр. Сапожник без сапог. Не исключено, что именно поэтому Ницше сошёл с ума на закате жизни.

Карающего бога не нужно. Человек карает себя сам — ничтожеством, страхом, пустотой и отчаянием за бесцельно прожитую жизнь, если собственные ошибки (грехи) не сведут его в могилу где-то по пути.
(no subject) - tumbalele - Nov. 30th, 2016 03:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deliberandi - Nov. 30th, 2016 03:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Nov. 30th, 2016 09:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fabianna_f - Dec. 1st, 2016 02:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - teatralny_roman - Nov. 30th, 2016 07:28 pm (UTC) - Expand
evrica_taurica
Dec. 10th, 2016 09:40 am (UTC)
И всё же - что в их жизни хорошего?
tumbalele
Dec. 10th, 2016 10:45 am (UTC)
Их восприятие жизни, естественно. Ничем иным хорошесть не определяется.
maria_gorynceva
Dec. 12th, 2016 07:02 pm (UTC)
Да бог с вами, Илья, никакого там переворота в лингвистике нет.
"Бе, бе, бе, бе, ибон бе" - это ещё блаженной памяти Успенский в качестве примера приводил. Ну да, пять, а не два, потому что считают по пальцам. Но известны и описаны африканские и папуасские племена, где есть один, два, три, а дальше начинается "много". Есть и языки, где обозначение цветов - чёрный, белый и красный, причём красный обозначает любой цвет хроматической гаммы. В японском есть настояще-будущее время, в цыганском существует нечто похожее. И в нём же наречие "атася" означает и завтра, и вчера.

Ну а насчёт картины мира и простоты уклада - можно подумать, что тасадай манубе или кубу сильно далеко ушли.

А отсутствие фольклора в привычном нам понимании отметила у манус, мундугуморов и арапешей ещё незабвенная Маргарет Мид.
tumbalele
Dec. 12th, 2016 10:34 pm (UTC)
Уникальность - в совокупности черт, а не в одной. И в отсутствии рекурсии, которая, согласно теории Н.Хомского (преобладающей в совр. лингивистике, по крайней мере - западной), присутствовать должна во всех языках мира.
( 31 comments — Leave a comment )

Profile

сепия
tumbalele
Илья Латыпов

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com