?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вторая чаша для чая

Сегодня я услышал примерно следующее: "Раньше я, пытаясь справиться со своими проблемами, пыталась перечеркнуть свое прошлое. Начать жить с чистого листа, как будто не было этих десятков лет моей жизни,словно  это была сплошная ошибка, и только сейчас я начинаю по-настоящему жить".


Замечательная мысль. Беда многих людей, с увлечением занимающихся "трансформацией личности" заключается в том, что для того, чтобы "трансформировать" личность, они пытаются отказаться от этой самой личности. Не было этих 20-30-40 лет прошлой жизни, надо все забыть, как страшный сон, и тогда на новое, чистое сознание ляжет новое, прекрасное знание. Частенько приводят в пример эту уже начавшую меня раздражать притчу про переполненную чашу. Помните?

Один профессор, изучавший Дзен, пришел к просветленному монаху, чтобы тот растолковал ему, что же такое Дзен. “Расскажите, уважаемый, о сути Дзен”, — попросил профессор. “Хорошо, - сказал монах, - но давайте сначала попьем чаю”. Принес монах чашки, поставил и начал наливать профессору чай. Чашка наполнилась  до краев, но монах продолжал наливать. Вот чай уже потек через край. “Погодите, куда же вы льете, — закричал профессор, — моя чаша полна!” “Ваша чаша полна, — подтвердил монах, — как же я могу объяснить вам суть Дзен?"Чаша

Неудивительно, что эту притчу очень любят разного рода гуру. Притча хороша, если она обращает внимание на неоходимость критично относиться к своему прошлому опыту, но когда она начинает призывать к полному самоопустошению, к отказу от пройденного жизненного пути - это прямой путь к оглуплению и крайней, доходящей до абсурда, доверчивости (что и нужно гуру и разного рода учителям "правильной жизни"). Я бы так развернул притчу.

"Профессор, посмотрев на текущий из чаши чай, достал еще одну чашку и поставил рядом. "Наливайте, монах!". "Но у нас только одна голова!" - в смятении пробормотал монах, у которого срывалась притча. "Голова одна, и этой головой я могу пить из разных чашек, верно? Вот вы мне налили зеленого чаю, а я в своей термокружке черного заварю".

Не перечеркивать прошлую жизнь и личность, не выплескивать чашу - а расширять границы своего опыта, включать в него новые стратегии, новые переживания (доставать новые чашки). Иначе мы рискуем раз за разом оставаться людьми с одной-единственной стратегией поведения, все время пребывая в почти младенческом состоянии (это ведь и есть "чистый лист!"), с трудом осваивая новое, не имея никакой опоры в прошлом... И превращаясь в зависимых людей.  Когда вокруг нас будет много разных чаш с различными напитками, у нас появится возможность выбирать - в зависимости от настроения, погоды, собеседника...  Та возможность, которую дзенский монах из причти не хотел оставлять профессору.


promo tumbalele февраль 13, 2013 16:48 238
Buy for 500 tokens
Ощущение душевной близости мужчины и женщины может быть настолько непереносимым, что мужчина и женщина начнут заниматься сексом, чтобы избежать переживания близости . Такой вот парадокс. Секс стал настолько обыденным делом, а для мужчин — чуть ли не обязательным — что проще…

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
nika_bystrova
Oct. 31st, 2012 10:59 am (UTC)
Подход мне нравится, но мне кажется, что я не "достаю новые чашки", а обретаю способность видеть, что чашек на столе вообще-то много, а также чувствовать, что чай в них - разный, а ещё выбирать, какой чай и из какой кружки пить или вообще сгонять в старбакс за кофе ;)
tumbalele
Oct. 31st, 2012 11:23 am (UTC)
Вот! Замечательное добавление. Вот только хитрый монах наверняка позаботился о том, чтобы чашек на столе действительно не было :). По крайней мере, так пытаются сделать все уважающие себя гуру.
nika_bystrova
Oct. 31st, 2012 11:59 am (UTC)
Тут дело не только в гуру, как мне кажется. Люди, ожидающие готовых ответов и идущие к гуру, чаще всего не видят, что у них уже есть чашки и чай, а также не замечают магазина за углом :) А гуру не врёт, а всего лишь умалчивает об этом, и его чашка и чай от этого становятся сверхценными для пришедших...

И ещё вдогонку... (Продолжаю думать про "с чистого листа") Подумалось, что я иногда провожу "ревизию" опыта. Для меня это выглядит, как будто я меняю таблички на складе над полками, а содержимое остаётся прежним. Что-то осмысливается, и прошлое (мои действия или мои оценки действий других) вдруг обретает новый смысл. И для меня это тоже повод уважать своё прошлое, даже если не всё мне в нём нравится.
tumbalele
Oct. 31st, 2012 08:03 pm (UTC)
Мне очень понравилось про ревизию.
Здесь можно разделить жизненный опыт и память о том, что происходило с нами в жизни, т.к. не все, что с нами случалось, становится опытом. Память - это как руда, в которой есть золото (опыт), но его еще надо добыть (переработать руду). Ваша же метафора, если продолжить в этом же контексте, будет работой ювелира над золотом - что-то переплавить в новое украшение, где-то просто почистить от налета, где-то объединить монеты в монисто и так далее. Золото (опыт) есть, его меньше не становится, а обретает новое качество...
nika_bystrova
Nov. 1st, 2012 11:57 am (UTC)
Мне нравится, красиво про ювелира. Спасибо)
morpekh
Oct. 31st, 2012 12:09 pm (UTC)
мне тоже кофе захотелось чего-то)))
ljubush
Oct. 31st, 2012 11:04 am (UTC)
Насчет первого абзаца: мне кажется, что есть люди, так говорящие, но я никогда не встречала людей, "стеревших свое прошлое". Это они так сами себя обманывают.:)
Интересно, что мне нравится всё в моем прошлом, даже то, что не нравится, от чего стыдно.
Будем доставать новые чашки!:)
tumbalele
Oct. 31st, 2012 11:24 am (UTC)
:)). Вам зеленого?
elena_france
Oct. 31st, 2012 12:55 pm (UTC)
Какое замечательное решение :)! Я аж облегчение почувствовала при прочтении - выход из тупика.
anna_muradova
Oct. 31st, 2012 01:23 pm (UTC)
Интересное продолжение притчи! действительно, глупо отказываться от прошлого, поскольку прошлое - это не только ошибки, но и опыт, ценой этих ошибок полученный. И все же, если в прошлом был какой-то трагический опыт насилия, который очень серьезно исковеркал жизнь, не лучше ли что-то "сдать в архив" и забыть? И оставить только то, что помогло это опыт преодолеть?
tumbalele
Oct. 31st, 2012 07:58 pm (UTC)
Анна, забыть не получится - именно в силу травматичности, но можно снизить интенсивность этого травматичного переживания - "шрам" в психике равно останется, и зона вокруг этого шрама будет очень чувствительной, но она не будет кровоточить и воспаляться. А если попытаться оставить только то, что помогло этот опыт травмы преодолеть, удалив память о травме, то и этот опыт тоже рассеется - так как не будет иметь опоры.
anna_muradova
Oct. 31st, 2012 08:16 pm (UTC)
А так хотелось бы забыть страшное.... ну да ладно, фиг с ним.
(Deleted comment)
tumbalele
Oct. 31st, 2012 07:39 pm (UTC)
qiwi, я предпочитаю обычно такой вариант: "я не согласна с вашей трактовкой притчи", а не "какая глупость".

Я знаком с дзен-буддизмом и буддизмом достаточно, чтобы в нем ориентироваться, и если я выбираю тот или иной смысл, присутствующий в тексте, то, значит ,у меня есть на это причины. И я не разделяю вашей уверенности в том, что
а) Я говорю от лица всей психологии, а не от себя.
б) Вы обладаете истинным, "правильным" или "высшим" (по сравнению с "психологами") уровнем понимания притчи (или, по крайней мере, знаете этот уровень). Это возможно - если вы жили в дзенском монастыре. И еще: я предпочитаю говорить о разных смыслах, а не уровнях понимания, т.к. критериев "высшести" или "нижести" понимания у меня нет. Так же нет ни у кого монополии на "правильность" понимания того или иного текста.

Любой текст имеет смысл трактовать в том контексте, в котором он находится, этот - не исключение. Совершенно не тайна то, что данная притча (существующая в настоящее время во множестве перепевов, и большинстве из них дзенского монаха нет) популярна как раз там, где призывают забыть то, что прежде знали, чтобы внимать тем, кто гласит истину. Одна из самых известных версий - та, в которую добавляют "ты переполнен своими знаниями, разумом, мнениями..." (нужно вставить). Об этом смысле, вкладываемом в притчу, идет речь.


nika_bystrova
Nov. 1st, 2012 11:59 am (UTC)
Как это, наверное, круто - знать, что глупость, а что умность.
maxrassohin
Oct. 31st, 2012 06:46 pm (UTC)
Я иногда задумываюсь над прожитой жизнью над накопленным опытом, сравниваю его с опытом людей, которые моложе меня, казалось бы мой опыт должен превосходить их количественно, но мне так не кажется, он просто другой, тогда пытаясь его расширить и восполнить, я перенимаю у окружающих их опыт, поначалу создается иллюзия обогащения, но оглянувшись назад, я понимаю что новый опыт вытеснил старый. Под опытом я, в данном случае понимаю как совокупность стратегий решения жизненных задач, так и теоретические знания в разных областях. То есть новый опыт вытесняет старый, не потому что я этого хочу или кто-то заставляет меня это делать, так получается само. Если кто-то научит меня как расширить сосуд опыта, сиречь память, буду премного благодарен =)
tumbalele
Oct. 31st, 2012 08:10 pm (UTC)
Я думаю, что по сравнению с более молодыми людьми у нас больше не опыта, а жизненных событий, которые с нами произошли, но не обязательно эти события будут осмыслены и станут опытом. Тут мы можем оказаться в равных условиях с "молодежью".

Если говорить об опыте как о наборе стратегий - то да, новые, более эффективные, стратегии могут вытеснять старые, отжившие свое. Но если расширить понятие опыта до способности применять приобретенные в процессе индивидуальной жизни знания (то есть вытекающие не из книг, а из осмысления собственной жизни) к решению или осмыслению текущих задач и процессов? Тогда прошлые неудачи или успехи, знание о своих прежних способах решения задач может оказаться бесценным. Хотя бы в деле понимания других людей.
Эвелина Белоусова
Nov. 1st, 2012 06:14 am (UTC)
Я думаю, вопрос лежит глубже - почему люди на веру принимают те или иные идеи, увидев в них некие новомодные течения, или красивые истории, или некую значимость. Или иначе можно спросить так - что заставляет человека воспринимать нечто как истину? Механизмы возникновения. А всё остальное - уже вторично. Спасибо!
stoykanaushah
Nov. 2nd, 2012 01:20 pm (UTC)
Нет повода не выпить ... чая!
(Anonymous)
Apr. 21st, 2013 07:14 am (UTC)
Вы не понимаете Дзен
Точнее вы плаваете в его популярных на Западе трактовках. Западный ум в массе всё ещё борется на грани дорационального и рационального, это вы метко указали. И велико искушение пойти обратно в детство. Но Дзен начинает работу дальше, приглашает в надрациональное, там где множество "чашек" сливаются в целостную богатую личность. В сознании не без стратегии, а над стратегиями, о чём множество других притч.
Есть действительно инфантильные трактовки Дзен, особенно некоторых западных психологов, но они не стоят внимания.
(Anonymous)
Apr. 21st, 2013 07:25 am (UTC)
Вы не понимаете Дзен 2
Про чашку-то забыл. Переход к "многочашечному" сознанию часто проходит через переживание смерти "одночашечного", через ощущение утраты эго и диссоциации личности. Эта притча о необходимости и неизбежности этого переживания. Углубитесь глубже хоть в психологию, хоть в Дзен, вы найдёте это и там и там. Успеха вам в постижении души человеческой.
tumbalele
Apr. 21st, 2013 07:46 am (UTC)
Re: Вы не понимаете Дзен 2
Надо полагать, что вы ушли далеко вперед.
natazama
Jun. 7th, 2014 08:16 am (UTC)
То же самое касается и истории народа, не отказываться от своего прошлого (как нам постоянно устраивают то в 17-ом, то в 91-ом,то еще когда), а расширять свой опыт. Запад идет именно так, а нас бросает из стороны в сторону.
( 22 comments — Leave a comment )

Profile

сепия
tumbalele
Илья Латыпов

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com