?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эта бескомпромиссная борьба разворачивается повсюду. Сотни, тысячи, десятки тысяч людей ежедневно мочат самих себя в беспощадной войне с собственным несовершенством. Делают с полной уверенностью, что именно это – и есть путь к светлому будущему. А как иначе? Загнобить, затравить, наказать, застыдить и обвинить – весь арсенал привычных родительских способов обходиться с детской «неидеальностью» брошен в бой, потому что других способов обходиться с собой нет. «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…». Перед разрушением нужно, правда, себя еще заклеймить чем-нибудь посильнее: «Вставай, проклятьем заклейменный…».

- Я ненавижу себя за свою трусость!
- Мне нужно срочно избавиться от своей зависти, это просто ужасно, что она у меня есть. Я пытаюсь ее подавить, но получается плохо.
- Я ничтожное, мерзкое существо, вызывающее только жалость.
- Я никому не нравлюсь, потому что туплю и со мной не интересно.
- Не могу простить себе той подлости, которую я сделал. И не должен прощать!
- Я полный неудачник. Мне стыдно перед родителями…

Избавиться от чего-то в себе, задавить, быстренько излечить, сдерживать, контролировать… И все это во имя преодоления несовершенства в себе, во имя некоего идеала, который прочно сидит в подсознании, и только он имеет право на то, чтобы быть. Одна из базовых характеристик нашего мира - отсутствие идеальности и законченности форм - вызывает яростный протест у человека, который, благодаря наличию у себя сознания, пришел к абсурдной в повседневной жизни идее совершенства.

Идеальное – оно по сути своей не имеющее отношения к нашему миру. Платоновский «эйдос» (идея) – вечная сущность вещи, прообраз, бледные подобия которого существуют в нашем бренном мире. Идеал, происходящий от "эйдос", в общеупотребительном смысле определяется как «а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей». В общем, совершенное, идеальное – это законченное и застывшее, потому что дальше некуда развиваться. А поскольку в нашей Вселенной нет ничего законченного и застывшего, то стремление к совершенству – борьба за то, чего невозможно достичь.

И здесь люди, отрицающие несовершенство – собственное, чужое или несовершенство мира – попадают в ловушку: пытаясь достичь недостигаемого, они угождают в силки вины, стыда и иногда даже отчаяния. Стыд из-за того, что ты такой нелепый, неправильный, ничтожный. Он начинается чаще всего с родительского послания: «будь другим, таким ты быть не должен». Вина ощущается за то, что не справился, не оправдал ожиданий (а должен был!). Отчаяние же обнаруживается тогда, когда в результате предельных усилий вдруг понимаешь, что все это – сизифов труд.

Люди перечисляют свои недостатки, реальные и мнимые, и нередко бесконечно сами себя бичуют при помощи хорошо взбитой смеси из стыда и вины. «Ты не должен быть таким, а раз ты такой, то ты приложил недостаточно усилий, чтобы стать другим!» Иногда доходит до того, что без чувства вины человек не представляет себе жизни. Как мне однажды сказал одна женщина, «если я совершаю ошибки, то как же без чувства вины и злости на себя их исправлять-то?». В ее картине мира не было другого, бережного к себе отношения, способность прощать за ошибки. Она полностью отождествляла вину и ответственность, и любая попытка их развести сталкивалась с сопротивлением.

Формально развести вину и ответственность просто:

Вина: я нанес ущерб, это плохо и ужасно, и я должен его возместить или понести заслуженное наказание.
Ответственность: я сделал то-то и то-то, и это привело к наблюдаемым сейчас последствиям. Мне грустно/радостно от этого. Я придумаю, что с этим можно сделать.

Однако, когда я в разговоре с небольшой группой привел эти две фразы, тут же прозвучало возражение: «во втором случае это какой-то пофигизм и бессовестность!». Иными словами, если что не так – мочи себя, и только тогда можно почувствовать себя настоящим, совестливым человеком. Ответственность – это не про нас, то, что вы называете ею – это просто бессовестность. Нравственный человек отличается от безнравственного тем, что лупит себя что есть мочи за ошибки, неудачи и недостатки.

В сознании нередко с трудом умещается, что необязательно казнить самого себя за собственные ошибки и несовершенство. Что огорчение от неудачи или ошибки, ущерб от собственной не самой лучшей черты характера – достаточное «наказание», и не нужно к ним добавлять еще дополнительные санкции. Мы – несовершенные люди, и хорошо, что это так. «Идеальные» скучны до зевоты и неискренни до фальши; от «идеальных» партнеров уходят в первую очередь. Мы цепляемся друг за друга не отполированными и гладкими гранями души, а заусенцами и занозами.

Идея бережного отношения к себе часто не находит отклика, и это аргументируется тем, что «в таком случае вообще не будет никаких стимулов к развитию, я просто разлягусь на диване, и все». Кстати, такое действительно возможно, потому что способность делать что-то только благодаря постоянному насилию над собой свойственна людям, которые не знают, чего хотят, не понимают собственных потребностей и выполняют чужие программы, превратившись в надзирателей над собой же, освободив от данной обязанности сочинителей этих программ.

Есть три пути обходится с собственным несовершенством (которое будет с нами всегда!), когда мы периодически сталкиваемся с ним лоб в лоб.

А) Агрессивная борьба с собой во имя устранения недостатков. Подавлять, сдерживать, не обращать внимания, перевоспитывать/переучивать…  Можно бороться еще и с чужими недостатками. Эта борьба «успешнее», если не замечаешь в себе того, с чем борешься.

Б) Агрессивное отрицание собственного несовершенства. Среди форм этого явления -  демонстративное «принятие» - да, я такой, и меняться не собираюсь. Терпите и приспосабливайтесь. Еще одна форма – «газлайтинг». Те, кто научился делать вид, что идеальны, прекрасно умеют винить во всем окружающих, заставляя их чувствовать, что это с ними «что-то не так». Ты излишне эмоциональна… Ты слишком сильно на все реагируешь, а я тебе желаю добра (в ответ на женские слезы из-за его же «тебе нужно заняться собой – толстовата стала, у меня пропадает к тебе интерес», и женщина, привыкшая к ощущению своей ущербности, может засомневаться – а может быть, это вправду я какая-то неадекватная со своими истериками?).

Близким вариантом выступает агрессивное настаивание на собственном убожестве - "да, я такая свинья, и другим не буду!" В общем, это два полюса одного явления.

В) Признание своего несовершенства, ошибок, нелепости и стремление стать немного лучше. Признание, что завидуешь. Что чего-то не понимаешь. Что некомпетентен в том или другом вопросе. Это позволяет познакомиться с самим собой поближе, а не торопливо разрушать до основания. Собственно говоря, одна из задач психотерапии – это знакомство человека с собственной личностью, обретения ее целостности, вместе с отвергаемыми частями души. Это вовсе не отменяет возможности для развития, только мотивация будет другой. Не «я мерзкий трусливый урод, меня все боятся, и поэтому мне срочно нужно измениться», а «я хочу наладить отношения с людьми, у меня плохо получается ,и мне от этого грустно. Мне нужно еще многому научиться». Сделать что-то немного лучше, а не идеально.

Нина Рубштейн привела такой хороший диалог:
- Ну, что значит вот это "принять себя", Нина?!
- Ну, смириться с тем, что вот такую тебе тебя там, на небе, выдали и уже учиться с этой собой жить, а не воевать. Все равно бессмысленно: или сама себя замочишь, или, если живучая, замочишь остальных. Смирись )))
- Да как смириться?! Мне вот "эта я" не нравится! Из нее все равно ничего не выйдет!
- Ну, пока ты на нее намордник все время надеваешь, точно не выйдет - или намордник разорвет и всех покусает (и саму себя в том числе), или сдохнет от нереализованности. Отпусти чуть вожжи, хоть узнаешь, что за животное, понаблюдаешь за ним, его повадками, поймешь как управлять...


В общем, не подавлять и воевать, а знакомиться. И, это... побережнее к себе.

promo tumbalele february 13, 2013 16:48 239
Buy for 500 tokens
Ощущение душевной близости мужчины и женщины может быть настолько непереносимым, что мужчина и женщина начнут заниматься сексом, чтобы избежать переживания близости . Такой вот парадокс. Секс стал настолько обыденным делом, а для мужчин — чуть ли не обязательным — что проще…

Comments

( 138 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
megavolt_ex
Oct. 21st, 2014 08:59 am (UTC)
>я сделал то-то и то-то, и это привело к наблюдаемым сейчас последствиям.

Это действительно пофигизм. Я бы даже сказал полный дзен :))) Ответственность подразумевает не только наблюдение но и какие то действия с последствиями.

Т.е. мало того что я был не аккуратен и разбил чашку и это привело к куче осколков на полу и луже в пол кухни. Неплохо бы добавить что сейчас уберу.
tumbalele
Oct. 21st, 2014 09:04 am (UTC)
Не совсем так. Там дальше было два варианта продолжения: одно про "сейчас уберу", а второе - про позитив (ответственность-то, в отличие от вины, и за позитив тоже наступает). В итоге задумался и забыл дописать предложение. Чего-нить сейчас придумаю.
(no subject) - megavolt_ex - Oct. 21st, 2014 09:06 am (UTC) - Expand
maroussiainlove
Oct. 21st, 2014 09:10 am (UTC)
Это все из детства...нас не учат любить себя.
imed3
Oct. 24th, 2014 10:17 pm (UTC)
кто вас этому учит?!!!!!!
какая (мразь, тварь, сволочь) посмела это делать с вами?
tri_oktavy
Oct. 21st, 2014 09:21 am (UTC)
Какой сильный и концентрированный текст у вас получился! Неужели это все так и есть и происходит массово? Когда научаешься и привыкаешь жить на другом берегу, то кажется, что везде так.
А слово идеальный имеет еще одно значение, и оно прекрасно и полезно - идеальный это складывающийся самым лучшим образом для меня - я вот не могу точно знать, что именно для меня лучше всего, поэтому хочу, чтобы все сложилось идеально, и перестаю к этому сознательно стремиться - и оно таки складывается, потому что отпускаешь голову, которая думает, и включаешь душу, которая знает.
И еще вы бесконечно правы в том, что часто и многие не догадываются, насколько сильно работают цели и намерения, а потому никому не приходит в голову поставить себе цель "идеально счастливая жизнь", люди придумывают "стать лучше, работать над собой, работать над отношениями", и оттого все становятся и становятся, работают и работают.
tumbalele
Oct. 21st, 2014 09:29 am (UTC)
Массово. Просто кто-то гнобит себя меньше, а кто-то больше.
(no subject) - imed3 - Oct. 24th, 2014 10:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - imed3 - Oct. 24th, 2014 10:18 pm (UTC) - Expand
realnost_son
Oct. 21st, 2014 09:23 am (UTC)
"Ответственность: я сделал то-то и то-то, и это привело к наблюдаемым сейчас последствиям."

И мне больно от этих последствий, от упущеннего, от того, чего я лишилась. Виновата-невиновата другой вопрос, часто заранее никак не узнать, чем обернется то или иное действие. Но как сейчас смириться с результатом моих же действий?
tumbalele
Oct. 21st, 2014 09:31 am (UTC)
Прожить эту боль. Смирение приходит позднее.
sis_alenushka
Oct. 21st, 2014 09:25 am (UTC)
Спасибо, очень классно!
tumbalele
Oct. 21st, 2014 09:39 am (UTC)
Пожалуйста :)
livejournal
Oct. 21st, 2014 09:30 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal восточного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
katrin_whiskey
Oct. 21st, 2014 09:32 am (UTC)
"Нравственный человек отличается от безнравственного тем, что лупит себя что есть мочи за ошибки, неудачи и недостатки."

кстати, туда же перфекционистов ( в плохом смысле перфекционистов)))

"способность делать что-то только благодаря постоянному насилию над собой свойственна людям, которые не знают, чего хотят, не понимают собственных потребностей и выполняют чужие программы, превратившись в надзирателей над собой же, освободив сочинителей этих программ от данной обязанности."

аплодирую стоя
fj990
Oct. 21st, 2014 09:38 am (UTC)
Вот- да.
Про насилие над собой- очень точно.
(no subject) - imed3 - Oct. 24th, 2014 10:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Oct. 24th, 2014 11:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - imed3 - Oct. 24th, 2014 10:19 pm (UTC) - Expand
fj990
Oct. 21st, 2014 09:37 am (UTC)
Спасибо за пост.
Для меня он- вовремя) Как раз работаю с этой проблемой.
tumbalele
Oct. 24th, 2014 11:45 am (UTC)
Пожалуйста :) Рад быть полезным.
kaplya_w_more
Oct. 21st, 2014 09:37 am (UTC)
Ох как в тему... спасибо за текст!
Интересно еще, как бы профилактировать/убирать вот эту самогнобиловку у своих детей? А то вроде в семье полное приятие (ну, как мне кажется изнутри), а она страшно злится на себя даже от каждой мелкой неудачи(
tumbalele
Oct. 21st, 2014 09:41 am (UTC)
Главное - не гнобить детей за то, что они гнобят себя :)). А научиться они могут в школе или детсаде - там желающих достаточно. Родителям важно просто быть источником безусловной поддержки личности с небезусловным отношением к поступкам этой личности.
(no subject) - kaplya_w_more - Oct. 21st, 2014 09:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - kaplya_w_more - Oct. 21st, 2014 09:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Oct. 21st, 2014 09:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - kaplya_w_more - Oct. 21st, 2014 10:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Oct. 21st, 2014 10:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - kaplya_w_more - Oct. 21st, 2014 11:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - imed3 - Oct. 24th, 2014 10:21 pm (UTC) - Expand
re - bella_makovska - Oct. 21st, 2014 03:18 pm (UTC) - Expand
Re: re - tumbalele - Oct. 21st, 2014 07:49 pm (UTC) - Expand
Re: re - bella_makovska - Oct. 22nd, 2014 06:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mademoiselle_7 - Oct. 21st, 2014 03:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Oct. 21st, 2014 07:50 pm (UTC) - Expand
shu_crimean
Oct. 21st, 2014 10:00 am (UTC)
А могут ли быть вина и ответственность одновременно?
То есть вот совершил человек поступок. Может ли быть одновременно в отношении одного и того же события "я виноват в этом" и "я ответственен за это"? "Я должен возместить и понести" и "я придумаю, что с этим можно сделать"?

Edited at 2014-10-21 10:00 am (UTC)
tumbalele
Oct. 21st, 2014 10:03 am (UTC)
Да, могут. Ответственность просто шире, чем вина.
(Deleted comment)
tumbalele
Oct. 21st, 2014 10:09 am (UTC)
Переживания виновника не удовлетворят чувство мести остальных!
(Deleted comment)
(no subject) - bella_makovska - Oct. 21st, 2014 03:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - imed3 - Oct. 24th, 2014 10:23 pm (UTC) - Expand
Екатерина Карпенко
Oct. 21st, 2014 10:50 am (UTC)
Вспомнилось, как в одной эмоционально нагруженной для меня ситуации я изо всех сил пыталась вести себя идеально. И в какой-то момент такой внутренний протест поднялся - почему я должна быть такой понимающей, взрослой, рассудительной? Когда в душе кипят такие страсти???
И ничего, лицом в грязь не ударила)
livelight
Oct. 21st, 2014 11:15 am (UTC)
А вы и не были понимающей, взрослой, рассудительной. Вы всего лишь пытались это изображать.
(no subject) - Екатерина Карпенко - Oct. 21st, 2014 11:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - livelight - Oct. 21st, 2014 11:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - Екатерина Карпенко - Oct. 21st, 2014 11:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - olifava - Oct. 21st, 2014 06:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Екатерина Карпенко - Oct. 22nd, 2014 12:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - redjit - Oct. 22nd, 2014 04:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - livelight - Oct. 22nd, 2014 05:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - redjit - Oct. 22nd, 2014 05:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - livelight - Oct. 22nd, 2014 05:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - redjit - Oct. 22nd, 2014 06:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - livelight - Oct. 22nd, 2014 07:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - imed3 - Oct. 24th, 2014 10:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - livelight - Oct. 25th, 2014 08:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - imed3 - Oct. 25th, 2014 09:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - redjit - Oct. 22nd, 2014 05:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - livelight - Oct. 22nd, 2014 07:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - redjit - Oct. 22nd, 2014 07:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Oct. 22nd, 2014 06:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - livelight - Oct. 22nd, 2014 06:55 am (UTC) - Expand
livelight
Oct. 21st, 2014 11:14 am (UTC)
> «Идеальные» скучны до зевоты и неискренни до фальши; от «идеальных» партнеров уходят в первую очередь. Мы цепляемся друг за друга не отполированными и гладкими гранями души, а заусенцами и занозами…

Логика из разряда "Одна психотерапия - один развод, причём всегда и для всех". Неужто людям больше нечем тянуться друг к другу, кроме своих неврозов?
kaplya_w_more
Oct. 21st, 2014 11:28 am (UTC)
А может быть идеальных просто не бывает?
(no subject) - livelight - Oct. 21st, 2014 11:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - kaplya_w_more - Oct. 21st, 2014 11:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Oct. 21st, 2014 12:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kaplya_w_more - Oct. 21st, 2014 04:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bella_makovska - Oct. 21st, 2014 03:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - livelight - Oct. 21st, 2014 05:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bella_makovska - Oct. 21st, 2014 05:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - livelight - Oct. 21st, 2014 05:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bella_makovska - Oct. 21st, 2014 05:53 pm (UTC) - Expand
ethel_h
Oct. 21st, 2014 11:30 am (UTC)
Есть еще один вариант обходиться с собственным несовершенством.
Агрессивное упивание собственным несовершенством, нелепостью.
Демонстративное заламывание рук, битие в грудь, посыпание головы пеплом... При этом, чтобы подчеркнуть собственную никчемность, можно даже и специально что-то катастрофическое сделать. Чтобы все и каждый увидели и поняли - что же я за чмо! Ну и словить от этого свой скромный кайф :)

А насчет вины... Может же быть так, что вина - есть, а ответственности - нет? Звучит, конечно, странно, но все-таки. Типа как бедолага Эдип - отца прибил. Он же прибил? Факт. Но он же не знал, что это отец.
tumbalele
Oct. 21st, 2014 11:57 am (UTC)
Да, кстати, забыл о нем, про это упивание несовершенством. Но оно у меня прошло по разряду "я такой, и меняться не буду", хотя это несколько другое.

В случае с Эдипом я думаю, что незнание не освобождает от ответственности :)).
(no subject) - ethel_h - Oct. 21st, 2014 01:00 pm (UTC) - Expand
f_l_o_e
Oct. 21st, 2014 11:34 am (UTC)
То есть советуете мне принять моё желание совершить массовое убийство и действовать? Просто смириться с тем, что у меня такие желания? )
tumbalele
Oct. 21st, 2014 12:01 pm (UTC)
Для начала принять это свое желание, и начать разбираться с тем, откуда оно взялось, и что за страдание вас заставило думать об этом :))
(no subject) - f_l_o_e - Oct. 21st, 2014 12:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Oct. 21st, 2014 12:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - f_l_o_e - Oct. 21st, 2014 12:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Oct. 21st, 2014 12:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - f_l_o_e - Oct. 21st, 2014 12:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Oct. 21st, 2014 12:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - f_l_o_e - Oct. 21st, 2014 01:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Oct. 21st, 2014 01:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - imed3 - Oct. 24th, 2014 10:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - livelight - Oct. 21st, 2014 05:17 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 138 comments — Leave a comment )

Profile

сепия
tumbalele
Илья Латыпов

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com