?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Поводом для статьи стал недавний разговор относительно известного скандала с фондом «Династия» Д.Зимина (этот фонд, занимающийся популяризацией науки и поддержкой ученых, обязали называться «иностранным агентом»). Мой собеседник, пожимая плечами, сказал: «А в чем проблема-то? Ну назвали тебя иностранным агентом, не запрещают же. Чего это Зимин обиделся и решил свой фонд закрывать?». Я подумал, и ответил, что, скорее всего, на месте Зимина поступил бы так же. «Но почему? Что мешает?». Потому что мне не нравится, когда на меня вешают ярлыки. Особенно с выраженным негативным оттенком. Чувство собственного достоинства мешает.  «Причем здесь оно?» - снова пожал плечами собеседник.

А я ответил – и «завис» над тем, как мне определить его, это «чувство собственного достоинства». Оно ощущается в теле, оно чувствуется в других людях, но переложить все это на слова оказалось для меня сложным.  Что значит «достоинство»? И что значит «достойно»? Кто определяет, что достойно, что нет, и по каким критериям мы отделяем первое от второго?

Слушаю свои ощущения, перебираю слова и фразы, приходящие на ум. Всплывает фраза «будь выше этого, веди себя достойно, не опускайся на его/её уровень!». Причем она всплывает в контексте оскорбления меня со стороны другого человека. Думаю о том, что идея «будь выше этого!» отличная помощь как раз тем, кто любит унижать других людей. «Я тебя унизил, а ты не смей защищать себя!». Или это, из детско-подросткового опыта: «Ну ты чё, обиделся, что ли?!» (в ответ на мое неприятие поведения, оскорбляющего меня). В цепочку ассоциаций встраиваются услышанные когда-то переживания одной женщины из-за того, что она уподобилась «базарной хамке» в каком-то споре, и ей из-за этого ужасно стыдно… Еще в сознании возникают пресловутые «оскорбление чувств верующих» и «оскорбление чести и достоинства»… Унижение – это слово и стоящее за ним переживание находят у меня отклик, как тесно связанные с понятием достоинства. И еще одно чувство – уважение. Кажется, мозаика начинает складываться и воплощаться в слова…

Я уверен, что сердцевиной чувства собственного достоинства (как комплексного переживания) является самоуважение.  Что такое уважение как таковое? Это чувство, возникающее тогда, когда мы замечаем в другом человеке то, что сами считаем важным и значимым, к чему сами стремимся. Значит, самоуважение – все то же самое, только направленное на свое «Я». Я уважаю себя за то, что какие-то мои действия и поступки соответствуют моим представлениям о том, что является ценным.  Я выделяю для себя два вида уважения: базовое («авансовое») и приобретенное («заслуженное»). Базовое уважение – это ценность человека как такового, уверенность в его праве быть, несмотря ни на что. Своего рода «аванс»: я тебя признаю как ценного и равного себе, даже до того, как с тобой познакомился. Уважая другого человека, я не оскорбляю его, обхожусь с ним как с ценностью (все это относится и к самому себе!). Чувство собственного достоинства основано именно на этом базовом самоуважении. Несмотря ни на что, я имею право быть, у меня есть свое место в этом мире, и никто не имеет права лишить этого места. Пытаться унизить – значит, пытаться сбросить человека с этого места в грязь. Заставить его сомневаться в том, что он вообще имеет право на что-то. «Твое место у параши»…

Уважать себя – значит, замечать в себе то, что осознаешь как ценное и важное. В первую очередь - свои потребности, эмоции и жизненные ценности. А для этого, получается, необходимо, во-первых, чувствовать их, а во-вторых, представлять себе собственную систему ценностей, то есть иметь личную этику, пережитую в реальном опыте. А он соткан из надежд и разочарований, стыда и позора от провалов, торжества от триумфа; борьбы за признание и многого другого. То есть эта этика неизбежно со временем меняется, обогащаясь новым опытом. То, что казалось золотом в одном возрасте, в другом превращается в латунь. Тоже неплохо, но – не золото.

Личная этика не придумывается – она обнаруживается в том, что мы делаем и, иногда – говорим. Снова вспоминаю женщину, которая переживала, что, защищая маленького сына от агрессии какого-то чужого папаши, вела себя «как базарная хамка».  Если в этической иерархии «нравиться другим своим поведением» стоит выше, чем «защита своих детей» - да, тогда может возникнуть стыд и потеря самоуважения. Если свой сын значимее – самоуважение (второго типа, «заслуженное») только укрепится. Думаю, что в осознании этой иерархии и лежит возможность противостоять манипуляторам, которые пытаются нас оскорбить или унизить,  а потом, чтобы обезопасить себя, обесценивают наше возмущение такими попытками. «На обиженных воду возят», «будь выше этого, забудь», «ты же разумный человек», «я же только пошутил, ты что, шуток не понимаешь?». «Понимаешь, мне не нравится, когда со мной так обходятся. И мне неважно, что ты считаешь, что нужно быть выше этого (а ты почему-то не был выше), что тебе нельзя уподобляться и прочие твои шуточки. Пытаешься меня унизить – или прекрати это, или иди нахрен. Со мной так нельзя. Даже понарошку.  Даже один раз». «Будь выше этого!» - хорошая манипуляция для тех, кто любит сам оскорблять, но боится сталкиваться с последствиями.

Можно, конечно, спутать самоуважение и гордость – так многие делают. Но гордость определяется в теле как распрямляющее и распирающее изнутри ощущение, а самоуважение – как ощущение устойчивости, стержня, твердости.

Еще думаю о том, что самоуважение является не только следствием тех или иных действий, но и причиной, ориентиром, образуя восходящую спираль: я поступаю так, потому что буду себя за это уважать, и уважаю себя за то, что поступил так. Есть такой страх, присущий людям со сформированным мировоззрением и личной этикой: предать себя, то есть сделать то, из-за чего перестанешь уважать самого себя. И это – очень мощный ориентир, позволяющий многое расставить по своим местам в жизни. В конечном итоге предательство себя не окупается ничем извне, сделки с собственной совестью, как правило, убыточны для совести.

Однако я не знаю людей, которые бы никогда не наступали на горло собственной песне и не кривили душой. Быть с принципами удобно, но жизнь иногда подкидывает задачи, в которых нет хороших выходов, и при любом раскладе предашь что-то в себе. Так бывает. А иногда и без таких альтернатив делаем выбор, за который потом платит совесть. Отрекся от друга, потому что его осуждают другие; не смогла отстоять себя в каком-то конфликте – можно вспомнить множество примеров, когда мы терпим такие неудачи, в которых страдает именно уважение к себе. Как тогда его восстановить? Ответ простой: делать то, что уважаешь. Вот и все. Не нужно пытаться исправить прошлое. Более того: одна из наиболее уважаемых мною черт – это способность признавать свое несовершенство и в момент неудачи/позора встать и, переживая стыд или страх, все равно идти в том направлении, которое для тебя важно. Именно поэтому чужая неудача или провал для меня не являются поводом для того, чтобы терять уважение к человеку. А если я не отказываю в такой ситуации в уважении другому человеку – почему я должен отказывать в этом себе?

Важно не то, что ты имеешь – а то, что ты сделал. А если продолжить дальше, то важно не столько то, что ты сделал, сколько то, какие качества ты проявил, чтобы сделать это.  Соответственно, успех или провал становятся относительными категориями – более значимыми является то, как я шел к успеху или провалу, и то, как я их воспринял: раздулся от важности, впал в самоуничижение, или же просто порадовался победе; погрустил, стиснул зубы и встал после поражения. Дети, кстати, хорошо чувствуют эту разницу. Если хотите похвалить – обращайте внимание на качества, которые проявил ребенок, чтобы добиться чего-то, а не за достижения как таковые. Тогда он научится уважать свое усилие, вне зависимости от того, успех его ждет или неудача. Более того, самоуважение делает возможным восприятие критики, потому что она перестает быть унижением (т.к. неудача – это уже не приговор, а просто событийный факт). Выстраивается своего рода иерархия того, что заслуживает уважения, от незначительного к важному: обладание чем-либо – достижение чего-либо – качества, которые человек проявляет в своей деятельности.

Итак, чувство собственного достоинства – это способность, во-первых, ценить собственное существование как таковое, а во-вторых, увидеть в себе то, что сам считаешь значимым (и за что уважаешь других), и способность ориентироваться на эти ценности в своей жизни. Впрочем, не обязательно увидеть в себе что-то ценное. Это можно создать – просто делая то, что считаешь достойным уважения. Другого способа обрести самоуважение я не знаю.

P.S. Поделитесь – что вызывает в вас уважение к себе или к другим людям?

Recent Posts from This Journal

  • Чаша от матери

    Представь, что тебе-ребенку мама вручила в руки чашу, до самых краев наполненную водой. "Возьми, доча - это мои чувства и моя жизнь. Тебе нужно…

  • Своя стая

    Нам требуется «своя стая». Как бы это ни печалило тех, кто склонен отрицать в себе эту человеческую «слабость», но это так. «Своя…

  • "Дай мне то, что я хочу - и будет хорошо"

    Мне доводится иногда разговаривать с мужчинами, которые систематически прибегали к прямому насилию в семье - били "своих" женщин, в том числе и в…

promo tumbalele february 13, 2013 16:48 236
Buy for 500 tokens
Ощущение душевной близости мужчины и женщины может быть настолько непереносимым, что мужчина и женщина начнут заниматься сексом, чтобы избежать переживания близости . Такой вот парадокс. Секс стал настолько обыденным делом, а для мужчин — чуть ли не обязательным — что проще…

Comments

( 165 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
vsesiliy
Jun. 16th, 2015 12:24 pm (UTC)
У меня еще уважение вызывают люди, которые в отличие от меня сделали (или умеют делать) что-то значимое. И самоуважение возникает в том случае, если я вижу, что научился этому.

Edited at 2015-06-16 12:25 pm (UTC)
tumbalele
Jun. 16th, 2015 02:17 pm (UTC)
"У меня еще уважение вызывают люди, которые в отличие от меня сделали (или умеют делать) что-то значимое"

Ловушка. Потому что в такой формулировке обязательно присутствует обесценивание себя, сравнение, конкуренция, создание авторитета, за которым нужно тянуться (и только при взятии планки самоуважение возможно).
(no subject) - vsesiliy - Jun. 17th, 2015 06:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Jun. 17th, 2015 07:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - vsesiliy - Jun. 17th, 2015 08:26 am (UTC) - Expand
antaresna
Jun. 16th, 2015 12:31 pm (UTC)
В тему непонимающего собеседника старый анекдот вспомнился:
— Рабинович, зачем вам в Израиль? Вам что, мало платят в нашей стране?
— Нет, платят хорошо.
— Работа не устраивает?
— Нет, вполне устраивает.
— С жильём плохо?
— Да нет, квартира хорошая.
— Так чего же тебе ещё надо, жидовская морда?!
tumbalele
Jun. 16th, 2015 01:26 pm (UTC)
Отлично :))
sampo_jolff
Jun. 16th, 2015 12:36 pm (UTC)
Умение защищать своё пространство и своих -- вне зависимости от того, как ты в данный момент выглядишь в глазах окружающих (да, пример с женщиной и чужим папашей -- в точку:))
tumbalele
Jun. 16th, 2015 02:18 pm (UTC)
Да, я это тоже люблю и уважаю :). Самому не всегда хватает.
(no subject) - nikniks2000 - Jun. 16th, 2015 06:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Jun. 16th, 2015 10:19 pm (UTC) - Expand
7freiheit
Jun. 16th, 2015 12:42 pm (UTC)
Я доверяю блогерам и реальным людям лишь в случае НЕ говорливости по теме "Достоинство". Оно есть и есть и все.
tumbalele
Jun. 16th, 2015 01:28 pm (UTC)
Поскольку я в этом посте говорлив по теме "достоинство", то...
(no subject) - 7freiheit - Jul. 22nd, 2015 09:02 pm (UTC) - Expand
naberegu
Jun. 16th, 2015 01:39 pm (UTC)
выход из зоны комфорта. вдвойне - если он делаетя не ради себя, а ради других. и в тройне - если ради высоких идеалов (особенно, если результат усилий по их достижению совершенно негарантирован)
leo1974
Jun. 16th, 2015 01:40 pm (UTC)
Вой этот про ученых достал
tumbalele
Jun. 16th, 2015 01:42 pm (UTC)
Воете здесь вы.
cyaness
Jun. 16th, 2015 01:52 pm (UTC)
Честно сказать, для меня "чувство собственного достоинства" связано отнюдь не с уважением к себе или к другим. А с дуэлями, сеппуку, убийствами "чести", уголовными "понятиями" и прочим павианским выпендрёжем.
Поэтому я склоняюсь к тому, чтобы отправить его в топку, как токсичную ценность.
tumbalele
Jun. 16th, 2015 01:58 pm (UTC)
Любую ценность можно довести до абсурда. Но это не повод все ценности выбрасывать в топку.
(no subject) - livelight - Jun. 16th, 2015 08:50 pm (UTC) - Expand
otvezde
Jun. 16th, 2015 01:53 pm (UTC)
рассудительность
tumbalele
Jun. 16th, 2015 01:59 pm (UTC)
А что это такое?
Екатерина Карпенко
Jun. 16th, 2015 02:11 pm (UTC)
У меня больше всего уважения и даже восхищения вызывает искренность и честность. И когда мне удается быть такой, я чувствую удовлетворение и даже гордость за себя)
Еще очень уважаю людей, умеющих жить в своем возрасте и ценить его преимущества, не молодящихся и не списывающих себя раньше времени в утиль.
tumbalele
Jun. 16th, 2015 02:19 pm (UTC)
Да, спасибо. Искренний у тебя получился ответ :)
(no subject) - hellenhappy - Jun. 18th, 2015 12:34 pm (UTC) - Expand
aka_melnar
Jun. 16th, 2015 02:26 pm (UTC)
Мне на эту тему вот что интересно... Наезд там вроде как из-за того, что финансирование фонда идет с зарубежных счетов. В чем проблема была российскому гражданину Зимину заблаговременно завести российский счет и вести деньги уже с него?
tumbalele
Jun. 16th, 2015 02:28 pm (UTC)
Да мне все равно.
(no subject) - Вася Петров - Jun. 16th, 2015 03:31 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - aka_melnar - Jun. 16th, 2015 05:44 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - aka_melnar - Jun. 16th, 2015 05:53 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - bioplant - Jun. 16th, 2015 06:10 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - bioplant - Jun. 16th, 2015 06:21 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - bioplant - Jun. 16th, 2015 06:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sitarion - Jun. 16th, 2015 10:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Jun. 16th, 2015 10:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sitarion - Jun. 16th, 2015 10:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - livelight - Jun. 16th, 2015 08:29 pm (UTC) - Expand
nemertea
Jun. 16th, 2015 02:33 pm (UTC)
в других уважение вызывает толерантность(глобальное умение понять человека и принять) и одновременно грамотно выстроенные личные границы, да еще много что.
в себе - когда получается помочь ребенку ( я работаю в Special Education)
tumbalele
Jun. 16th, 2015 02:35 pm (UTC)
Любопытно, что в других вы называете качество как основание для уважения, а в себе - результат.
(no subject) - nemertea - Jun. 16th, 2015 02:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Jun. 16th, 2015 02:39 pm (UTC) - Expand
helaterna
Jun. 16th, 2015 02:36 pm (UTC)
Насчёт "будь выше" тоже есть нюанс: уверенный в себе человек и так воспринимает глупые подколки и тому подобное согласно пословице "собака лает - караван идёт". Так что он не будет становиться на четвереньки и лаять в ответ. Другое дело, что это самое чувство собственного достоинства - когда оно действительно есть - отлично считывается другими, даже не слишком высокоинтеллектуальными гражданами, поэтому таких людей обычно и не трогают.
tumbalele
Jun. 16th, 2015 02:38 pm (UTC)
Вы описываете не реального, а идеального человека, у которого нет чувствительных зон.
(no subject) - helaterna - Jun. 16th, 2015 02:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Jun. 16th, 2015 03:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - helaterna - Jun. 16th, 2015 03:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Jun. 16th, 2015 09:40 pm (UTC) - Expand
darkshaiya
Jun. 16th, 2015 02:49 pm (UTC)
Я себя уважаю, когда я выделяю час или два на сбор мусора на городских улицах. Ни с кем не договариваюсь за компанию, не участвую в городском субботнике, а просто выхожу из дома с мешком для мусора и понеслась. Чем больше мусора оказывается в мешке, тем больше я себя уважаю.
karachee
Jun. 16th, 2015 02:50 pm (UTC)
По чувству собственного достоинства дать сходу формулировку не могу. Но вот по Династии... тут что-то не то. Есть "я делаю хорошее нужное дело" и есть "чувство собственного достоинства". Если они в какой-то момент вступили в конфликт из за действий вообще сторонних людей, то здесь что-то не так. Либо не так с чувством собственного достоинства, либо не так с "я делаю хорошее нужное дело".

Вообще у меня в таких случаях морально нравственных оценок каких-то чувств есть универсальный пробник. Я задаю себе вопрос, вот представь Будду с чувством собственного достоинства, Христа с чувством собственного достоинства, как оно у них проявлялось, если проявлялось? Ну вот явно не так у Зимина, если у Зимина - оно.
tumbalele
Jun. 16th, 2015 02:59 pm (UTC)
Все может быть так и с достоинством, и с хорошим нужным делом. Государство навешивает ярлык? Навешивает. И любой человек может что-то с этим делать. Например, не иметь дела с государством, в котором навешиваются такие ярлыки, и они считаются нормой. Конфликта я здесь не вижу. А идея, что человек с самоуважением должен быть "выше" любых оскорблений, т.е. стать мальчиком для биться, мне не нравится.

"Я задаю себе вопрос, вот представь Будду с чувством собственного достоинства, Христа с чувством собственного достоинства"

Это фантазии про Будду и Христа. Лучше представлять себя с чувством собственного достоинства :)).
(no subject) - karachee - Jun. 16th, 2015 03:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yalexey - Jun. 16th, 2015 06:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karachee - Jun. 16th, 2015 06:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yalexey - Jun. 16th, 2015 06:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karachee - Jun. 16th, 2015 06:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Jun. 16th, 2015 09:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karachee - Jun. 16th, 2015 11:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Jun. 16th, 2015 11:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karachee - Jun. 17th, 2015 01:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - livelight - Jun. 17th, 2015 02:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karachee - Jun. 18th, 2015 10:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - livelight - Jun. 19th, 2015 05:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - karachee - Jun. 19th, 2015 09:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Jun. 17th, 2015 03:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karachee - Jun. 18th, 2015 11:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - otawa - Jun. 19th, 2015 01:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - karachee - Jun. 19th, 2015 09:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - otawa - Jun. 19th, 2015 02:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karachee - Jun. 19th, 2015 05:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - otawa - Jun. 19th, 2015 05:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karachee - Jun. 19th, 2015 05:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - otawa - Jun. 19th, 2015 05:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Jun. 19th, 2015 01:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - karachee - Jun. 19th, 2015 09:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Jun. 19th, 2015 09:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - karachee - Jun. 19th, 2015 04:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - otawa - Jun. 19th, 2015 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karachee - Jun. 19th, 2015 06:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - otawa - Jun. 19th, 2015 06:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karachee - Jun. 19th, 2015 06:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - otawa - Jun. 19th, 2015 06:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karachee - Jun. 19th, 2015 09:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - otawa - Jun. 19th, 2015 09:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karachee - Jun. 19th, 2015 10:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bastard5 - Jun. 19th, 2015 10:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - otawa - Jun. 19th, 2015 10:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karachee - Jun. 19th, 2015 11:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bastard5 - Jun. 19th, 2015 11:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - otawa - Jun. 19th, 2015 11:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karachee - Jun. 20th, 2015 04:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - otawa - Jun. 20th, 2015 09:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bastard5 - Jun. 19th, 2015 10:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bastard5 - Jun. 19th, 2015 11:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Alex_Mski - Jun. 17th, 2015 01:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - livelight - Jun. 17th, 2015 07:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - Alex_Mski - Jun. 17th, 2015 09:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - karachee - Jun. 17th, 2015 01:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Alex_Mski - Jun. 17th, 2015 03:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karachee - Jun. 18th, 2015 11:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Alex_Mski - Jun. 20th, 2015 01:52 am (UTC) - Expand
karachee
Jun. 16th, 2015 03:10 pm (UTC)
Чувство собственного достоинства - способность во-первых идентифицировать себя как субъекта определенного веса и влияния сознательно участвующего в тех или иных социальных процессах, результат которых тебе небезразличен. Во вторых - способность к мониторингу оного веса и влияния в каждом из процессов, в которые вовлечен, позволяющему распределять силы и внимание, выбирая в каких процессах продолжать участвовать, а в каких не участвовать. Как-то так.
tumbalele
Jun. 16th, 2015 09:51 pm (UTC)
То есть, получается, что если вы не можете участвовать в каких-то социальных процессах или ваши возможности повлиять на них очень малы, то чувство собственного достоинства - маленькое?
(no subject) - karachee - Jun. 16th, 2015 11:33 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 165 comments — Leave a comment )

Profile

сепия
tumbalele
Илья Латыпов

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com