Однако накануне праздника, в преддверии парада Победы, в соцсетях и не только начинается парад исторических обид. Дружными рядами выступают «патриоты» всех народов и мастей, подсчитывающие то, сколько неприятностей их странам причинили соседи в ту пору. Разумеется, если ты обижен, то просто необходимо ни в коем случае не смотреть на происходившие исторические процессы системно — нужно выбрать одну-две страны, и начать массированный морализаторский осуждамс. Чаще всего в прицеле — СССР/современная Россия. И надо сказать, причины для «осуждамса» есть — роль СССР в период Второй Мировой и после него очень неоднозначна, и есть немало страниц в этой истории, которые нашу страну совсем не красят. Однако все эти грехи СССР припоминаются вовсе не для того, чтобы осмыслить прошлое и его уроки, нет. Они часто припоминаются с целью пнуть современную Россию — и с целью не осмыслять СОБСТВЕННОЕ прошлое.
Так, обижаясь на Россию/СССР, можно не думать про прибалтийские концлагеря и легионеров СС, поднимать позорные страницы активного участия населения прибалтийских стран в Холокосте. Не думать о Волынской резне, «подвигах» украинских нацистов из «Нахтигаля» и «Галичины» и реабилитации нацистской символики. Не думать о том, что Польша за год до того, как ее бесцеремонно расчленили и поглотили Германия и СССР, приняла участие в не менее циничном расчленении Чехословакии. Возмущаясь пактом Молотова-Риббентропа, оставлять за скобками Мюнхенский договор. Возмущаясь Волынской резней, забывать о политике Польши в отношении украинцев и белорусов до 1939 г., и политике СССР в «освобожденных» в 1939 году восточных польских регионах. И так далее. Однако такой примитивный подход ведет к массовому историческому лицемерию. Так, например, некоторые украинцы/белорусы/литовцы, осуждая пакт Молотова-Риббентропа, вовсе не собираются ликвидировать его последствия и отдать Западную Украину, Западную Белоруссию и Вильнюс Польше. Культ исторических обид - «вы нас обидели, вы нам должны с такого-то древнеисторического года!» - неизменно приводит к «праведному гневу» и примитивному морализаторству в стиле «вы плохие, не смейте...». История — это сложнейшая сеть переплетенных друг с другом событий, процессов и феноменов, и осмыслить происходившие в прошлом события можно только в их контексте. Большинство людей этот контекст или не знает, или не хочет о нем думать. Потому что выгоднее выдрать из этой сети событий те, что удобны для обиды — и вперед.
Я вовсе не против того, чтобы давать моральную оценку тем или иным действиям стран или событиям. Среди всего этого вороха незыблемой глыбой в своей полной моральной однозначности возвышается Холокост — совершенно бессмысленное и оттого еще более чудовищное истребление людей за то, что они просто принадлежат к «неправильным» народам и нациям. Также однозначная оценка может быть дана нацистской идеологии, практике советских репрессий, истреблению мирного населения в ядерном огне Хиросимы и Нагасаки, и другим подобным актам. Но чем больше мы погружаемся в политику стран, в хитросплетение подлости и коварства со всех сторон, тем осторожнее нужно с этими обидами и поиском «хороших и плохих». И уж точно, на мой взгляд - не лезть с историческими обидами в современный мир. Иначе это чертово «колесо исторической сансары» никогда не прекратится. Первая Мировая ничему людей не научила. Вторая Мировая, похоже, тоже.

Journal information