?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Представьте, что перед вами мультиварка. Хорошо работает, исправно готовит разного рода каши. Никому в голову не придет спрашивать мультиварку насчет ее чувств, планов на будущее, идей. Пока работает — просто нажимаем на кнопки, и все. Ну, в начале еще инструкцию по эксплуатации прочитаем, куда что насыпать и куда нажимать. Если вдруг сломалась — тогда или на починку, или выбросить, на замену купить новую. Можно, конечно, огорчаться и грустить по поводу того, что такая отличная и любимая вещь больше не функционирует — но было бы крайне странно, если бы вы озаботились переживаниями самой мультиварки на этот счет.

Это не странно и не удивительно - относиться к вещи как к вещи. Но, к сожалению, ничуть не более необычно то, что множество людей или сами к себе или к другим людям относятся как к мультиваркам. Объективируют друг друга.

Обнаружить объективацию очень просто. Что такое объект? Это любой предмет. На него воздействуют, с ним совершают разного рода манипуляции, его могут украшать, им могут восхищаться, делать предметом культа или презрения. Он может просто валяться где-то на земле, может лететь в космосе или качаться на волнах. В общем, можно много чего с объектами делать. А вот объект не может ничего — потому что у него нет своей воли, это просто нечто неживое. У него нет чувств, нет желаний, нет мотивов. Просто объект… Когда чувства и переживания другого человека исчезают из нашего поля зрения, становятся неважными — человек превращается в объект. Объективировать очень просто.

- Подросток, мечтающий наконец-то лишиться этой проклятой девственности, делится своим желанием «трахнуть эту Ленку», которая в него влюблена, а он в нее — нет. Чувства и переживания «Ленки» по этому поводу — когда вскроется, что ее просто использовали — подростка не интересуют. «Чем тогда она отличается от резиновой куклы?» Да ничем. И парня это не волнует.

- Родители, уже спланировавшие жизненный путь ребенка, не отходя от его младенческой колыбели, и все его детство прилагающие недюжинные усилия для корректировки ребенка в соответствии с заданными параметрами. Чувства и переживания ребенка? Что вы, это всего лишь ребенок, что он может знать или понимать?

- Политик-социопат (а таких ой как много в верхних эшелонах власти, и не только государственной), воспринимающий людей как «электорат», двигающий их как пешки на шахматной доске. Как вы знаете, пешками — и даже более крупными фигурами — можно жертвовать для того, чтобы получить преимущество на доске. Чувства пешки? Да вы с ума сошли, как деревяшки могут разговаривать

Объекты бывают двух видов: полностью бесполезные и функциональные. Бесполезные объекты — это люди, от которых ничего не нужно, которых можно или даже нужно подвинуть или списать в утиль. Бесполезным объектам отказывают даже в базовом уважении к их чувствам: «уважение нужно еще заслужить». Что касается функциональных людей, то от них что-то нужно, и о них даже будут заботиться — ровно в той степени, в которой эти люди-функции могут выполнять те задачи, для которых они предназначены. Кофеварку же моют иногда, машины на профилактику можно отправлять, посудомойки тоже хорошо бы иногда проверять — не засорились ли где? Общее у людей-объектов и людей-функций одно — их собственные стремления и желания вообще отсутствуют в сознании тех, кто использует объекты и функции, и к тому же сами люди-объекты и люди-функции неспособы к тому, чтобы заявить о своих потребностях.

Большинство функций активируется кодовым словом «долг». Где долг (то есть отсутствие собственных желаний) — там функция. Иногда в этом нет ничего ужасного. Так, наши отношения с таксистами, продавцами, разносчиками пиццы — с любыми представителями сферы услуг — во многом функциональны, нас интересует в первую очередь удовлетворение наших потребностей, а не желаний таксиста. С 8 до 18 или на время осуществления профессиональной деятельности - сначала функция, потом — живой человек. Однако эта «частичная функциональность» часто разрастается туда, где ей нет места. На той же работе начальника его подчиненные могут интересовать исключительно как функции, обеспечивающие ему прибыль, и не имеющие своей личной жизни. Если что не так — деталь заменим, какие проблемы? «Незаменимых у нас нет» и «а ты сначала заслужи хорошее к себе отношение» - девиз пользователей функциональных людей.

Есть функция «муж/жена» - активируется исходным словом «долг» и подпрограммами «мужик должен», «жена обязана». Есть функция «хороший мальчик/сын» и «хорошая девочка/дочь». Есть "нормальная мать" и "настоящий отец". Есть нормы функциональности: например, зарабатывает столько-то — значит, объект хорошо работает. Иногда нужен профилактический ремонт/осмотр — но исключительно для продолжения заработка. Разумеется, что при функциональном подходе необходимо подсчитывать норму выработки и собственные затраты на поддержание функционирования объекта, вести детальную арифметику отношений. И не дай бог объект станет требовать больше затрат, чем он может выдать полезного продукта! Зачем тогда он нужен? Заменить!

С человеком-функцией нужно разговаривать через следующие типовые команды:

- Ты должен /не должен делать то-то и то-то (Ты обязан/а окупить физические и психологические расходы на твое содержание («сыновний/дочерний долг»)

- Делай что хочешь, но чтобы к завтрашнему дню это было.

- Не выноси мне мозг скрипом своих плохо смазанных шестеренок («не истери!»). Иди на профилактику («полечи нервы», «иди к психологу») и возвращайся как новенькая/новенький.

- Не можешь — научим, не хочешь — заставим.

- Терпи казак, атаманом будешь (у тебя в инструкции по эксплуатации записано, что ты должен стать атаманом).

В таких отношениях, когда люди-функции вдруг начинают отказываться от того, что они объекты, подобное поведение воспринимается хозяевами с изумлением, как восстание машин. И это восстание нужно или подавить, или озаботиться обновлением программного обеспечения/масла в механизме. «Чего тебе не хватает-то, с жиру бесишься!». Неплохо себя показывает программа «героизм и самопожертвование» в версиях «солдат думает только о Родине», «учительский подвиг» и «вы же давали клятву Гиппократа!». Единственное, чего делать не станут — это искренне интересоваться причинами «восстания». Ясное дело — дефект механизма, а с механизмами не разговаривают… Хотя что это я — вон, автомобилям иногда имена дают, что не мешает расставаться с Машей Тойотой, когда на горизонте замаячил красавец Миша Лексус.

Самое грустное — когда люди сами себя объективируют. Сами к себе относятся не как к живым людям из плоти, которая устает и требует заботы, а как к кофеваркам. Не задаются вопросом «а нравится/люблю ли я это?», а листают инструкцию по эксплуатации: «как бы выжать дополнительные мощности из агрегата?!». Волшебная активирующая программа «долг»… Включают в себе программы «Героизм» и сканируют себя антивирусом на предмет обнаружения вредоносных троянских программ «эгоизм», «забота о себе», «что-то я устал» и так далее. Отдых — это лишь время для подзарядки аккумуляторов, ни секунды лишнего.

Вне объектно-функционального мира с его долгом и действием лежит другой мир, субъектно-душевный. Где нет типовых программ, а есть вопросы, обращенные к другому — или к самому себе.

- В последнее время ты часто говоришь о том, что тебе плохо… Что с тобой и чем я могу помочь?

- Мы с тобой постоянно ссоримся… Что происходит в наших отношениях?

- Я хочу вот этого и этого… Как ты на это смотришь?

- Какие у тебя планы на выходной/отпуск?

- Давай подумаем вместе…

- Чего хочешь/о чем думаешь ты?

- Мне кажется, ты устал...

Мультиварки не устают. Они сразу ломаются.


promo tumbalele february 13, 2013 16:48 238
Buy for 500 tokens
Ощущение душевной близости мужчины и женщины может быть настолько непереносимым, что мужчина и женщина начнут заниматься сексом, чтобы избежать переживания близости . Такой вот парадокс. Секс стал настолько обыденным делом, а для мужчин — чуть ли не обязательным — что проще…

Comments

( 149 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
antony_pavlov
May. 25th, 2016 03:21 pm (UTC)
Какие точные, наглядные ассоциации. Лучше и не объяснишь!
tumbalele
May. 25th, 2016 09:12 pm (UTC)
Спасибо.
singularis
May. 25th, 2016 03:54 pm (UTC)
Я думаю, нужные функции чаще всего активируются не прямыми высказываниями "ты должен", а манипуляции. От прямых предьяв и кофеварка может сбежать)
tumbalele
May. 25th, 2016 09:12 pm (UTC)
Не, настоящая кофеварка не сбежит!
paxmet_far_away
May. 25th, 2016 04:00 pm (UTC)
Спасибо. Очень вовремя, как часто бывает с Вашими текстами :)
siticat
May. 25th, 2016 04:02 pm (UTC)
Точно!
Прочла у Гелены Савицкой про "принцип чайных пакетиков" в банковском бизнесе при подборе персонала.
Но бизнес - это одно. А в доме объективация (должен/должна) куда страшнее.
vbminsk
Jun. 5th, 2016 09:50 pm (UTC)
А что за "принцип чайных пакетиков"? можно URL плз?
(no subject) - siticat - Jun. 6th, 2016 05:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - vbminsk - Jun. 8th, 2016 05:38 pm (UTC) - Expand
marfanikolaevna
May. 25th, 2016 04:51 pm (UTC)
Точно. Всем должен, перед всеми виноват. Работа, дети, внуки, гражданский долг... Иногда эта мультиварка вспоминает, что она тоже человек со своими чувствами, интересами. Заводит себе страничку в "одноклассниках", хвастается своей клумбой, огурцами, котиком, новой блузкой. Радуется лайкам, новым друзьям.

"Одноглазники - жуткий сервис для бабушек. Для убогих, тупых, дремучих нищебродов" - пишут в блоге неМихаила. Стыдят блогера, что заходит туда.
fefo4ka11
May. 25th, 2016 05:36 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно и все так точно.
Понравилось сравнение с "восстанием машин"-проходила)))
tumbalele
May. 25th, 2016 09:30 pm (UTC)
Машиной были вы?
(no subject) - fefo4ka11 - May. 26th, 2016 07:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - larisa_lo - May. 28th, 2016 08:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - liliya_ikonska - Jun. 24th, 2016 07:39 am (UTC) - Expand
hilderun
May. 25th, 2016 06:05 pm (UTC)
Иногда бывает, что кладешь перед человеком инструкцию к себе и показываешь: вот кнопочки, которые нажимать нужно, вот - которые можно, а эти три - не надо трогать, из соображений техники безопасности.
А он почему-то думает, что это ты так пошутила, и жмёт как попало. И очень удивляется - возмущается даже - когда рванет...
paxmet_far_away
May. 26th, 2016 08:18 am (UTC)
И мне такое знакомо :)
(no subject) - van_ya - Jun. 5th, 2016 11:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - hilderun - Jun. 5th, 2016 12:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - van_ya - Jun. 6th, 2016 07:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - hilderun - Jun. 6th, 2016 01:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - complex8systems - May. 25th, 2016 06:29 pm (UTC) - Expand
tumbalele
May. 25th, 2016 09:20 pm (UTC)
Очень объектный у вас текст. Ну, и вообще не по делу.
(no subject) - complex8systems - May. 26th, 2016 07:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - May. 26th, 2016 01:21 pm (UTC) - Expand
nickola_sun
May. 25th, 2016 06:36 pm (UTC)
Плоха или хороша объективация. Она функциональна. Мне нет дела до чувств множества людей, правда и манипулировать ими я не могу никоим образом, потому что не вступаю с ними в отношения. Возможно Обама или Путин и замечательные парни, но мне ни они, не их чувства не интересны. Если я буду обращать внимание на чувства объективно посторонних мне людей, то мне не хватит энергии, времени на отношения с близкими людьми.
с близкими действительно быть объективным сложно. Отношения объективности ведь симметричны. Если ты "превращаешь" человека в объект, то и сам становишься объектом, иначе нарушается равновесие и устойчивость.
tumbalele
May. 25th, 2016 09:29 pm (UTC)
"Нет дела до чувств" и "веду себя так, как будто у людей, с которыми я непосредственно сталкиваюсь, нет чувств" - это немного разные позиции, на мой взгляд.
(no subject) - nickola_sun - May. 26th, 2016 05:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - May. 26th, 2016 01:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _ltt_ - May. 26th, 2016 10:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nickola_sun - May. 27th, 2016 04:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - May. 27th, 2016 04:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - nickola_sun - May. 27th, 2016 05:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - moi_salon - May. 28th, 2016 12:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - nickola_sun - May. 28th, 2016 04:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - moi_salon - May. 28th, 2016 12:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nickola_sun - May. 28th, 2016 01:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - moi_salon - May. 28th, 2016 01:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nickola_sun - May. 28th, 2016 01:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - moi_salon - May. 28th, 2016 01:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nickola_sun - May. 28th, 2016 01:35 pm (UTC) - Expand
nemertea
May. 25th, 2016 07:20 pm (UTC)
как любопытно)
буквально сегодня у меня была беседа с директриссой школы на тему объективации, она пока что искренне не понимает в чем проблема, но я не отчаиваюсь)
tumbalele
May. 25th, 2016 09:29 pm (UTC)
Патамушта школьник должен? :)
(no subject) - nemertea - May. 26th, 2016 11:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - moi_salon - May. 28th, 2016 12:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - nemertea - May. 29th, 2016 06:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - moi_salon - May. 30th, 2016 12:07 am (UTC) - Expand
snaillians
May. 25th, 2016 08:20 pm (UTC)
Хм. Тема денег не раскрыта. Хотя это и несколько другая тема, но довольно тесно связанная с затронутой.
В остальном - много интересных триггеров.
tumbalele
May. 25th, 2016 09:28 pm (UTC)
Это правда, одна из задач денег - как раз объективация и отчуждение. Ну, как-нибудь в другой раз.
(no subject) - snaillians - May. 26th, 2016 08:08 am (UTC) - Expand
подразумевают - ultra_epifan - May. 28th, 2016 11:07 am (UTC) - Expand
Re: подразумевают - tumbalele - May. 28th, 2016 11:13 am (UTC) - Expand
izymrydnaja
May. 25th, 2016 08:21 pm (UTC)
Спасибо!
tumbalele
May. 25th, 2016 09:27 pm (UTC)
Пожалуйста :)
livelight
May. 25th, 2016 09:23 pm (UTC)
> Где долг (то есть отсутствие собственных желаний) — там функция. Иногда в этом нет ничего ужасного. Так, наши отношения с таксистами, продавцами, разносчиками пиццы — с любыми представителями сферы услуг — во многом функциональны, нас интересует в первую очередь удовлетворение наших потребностей, а не желаний таксиста.

Это всё же совсем не такой долг, как долг перед Родиной. Получил деньги - должен, доставил пиццу - опять ничего не должен.
tumbalele
May. 25th, 2016 09:26 pm (UTC)
Ну да, долг перед Родиной - он неоплатный и бессрочный :)
(no subject) - kapla_v_more - May. 26th, 2016 08:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - fenichita - May. 28th, 2016 10:15 am (UTC) - Expand
megavolt_ex
May. 25th, 2016 10:02 pm (UTC)
Подумалось пока читал:
Как только мультиварка начинает глючить так сразу к ней становиться уже субъектное отношение :) И бережно и поговорить с ней чтобы работала и пр... т.е. как только мультивака становиться непредсказуемой так тут же и становиться субъектом.

То же и в обратную сторону. Как только Ленка стала предсказуемой то и отношение к ней как к объекту. Можно попользовать она не против будет. Или тот же электорат который уже который год лопает бред генеримый властью и не возмущается. Тоже объект. Причём в отличии от мультиварки даже не ценный.
tumbalele
May. 25th, 2016 10:18 pm (UTC)
"Как только мультиварка начинает глючить так сразу к ней становиться уже субъектное отношение :) И бережно и поговорить с ней чтобы работала и пр... т.е. как только мультиварка становиться непредсказуемой так тут же и становиться субъектом".

Кстати, да - как только мультиварка проявляет признаки жизни, так и реагировать на нее приходится как на живой организм. Но можно и как на Чужого отреагировать. "О боже, живая мультиварка! Она хочет поработить меня, внедриться в мой мозг!!!" (шизоидные страшилки) :)
(no subject) - megavolt_ex - May. 25th, 2016 10:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - otawa - May. 26th, 2016 12:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - megavolt_ex - May. 26th, 2016 07:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - paxmet_far_away - May. 26th, 2016 08:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - megavolt_ex - May. 26th, 2016 09:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - paxmet_far_away - May. 26th, 2016 09:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - megavolt_ex - May. 26th, 2016 09:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - ceridwenn - May. 26th, 2016 09:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - eugenia_o - May. 26th, 2016 10:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - paxmet_far_away - May. 26th, 2016 10:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - paxmet_far_away - May. 26th, 2016 10:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - otawa - May. 26th, 2016 03:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - megavolt_ex - May. 27th, 2016 08:27 pm (UTC) - Expand
otawa
May. 25th, 2016 10:05 pm (UTC)
Настоящая правильная кофеварка тщательно полирует свои бока и очень заботится о том, чтобы выполнять хорошо и правильно свои функции, чтобы на нее нашелся покупатель и чтобы не выбросил, разочаровавшись. А если вдруг выбросит, то кофеварка искренне расстроится, что теперь она б/у и ценность ее сильно снизилась, поэтому примется полировать свои бока с удвоенным тщанием.
tumbalele
May. 25th, 2016 10:19 pm (UTC)
Или отправится на курсы апгрейда, где ей новые функции добавят.
(no subject) - otawa - May. 25th, 2016 11:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - May. 26th, 2016 01:26 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 149 comments — Leave a comment )

Profile

сепия
tumbalele
Илья Латыпов

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com