?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Унижение

Унижение входит в категорию переживаний, которых мы стараемся избегать. Это вполне понятно. Быть униженным или делать что-то унизительное — значит, соприкасаться с чем-то, что роняет наше человеческое достоинство, снижает самоуважение и, в крайних случаях, бросает человека на самое социальное дно. Не зря разного рода деспотические цари/правители/директора, удерживающиеся у власти за счет подавления инакомыслящих, очень часто стараются не просто «обезвредить» своих жертв, но и унизить их — как в их собственных глазах, так и в глазах окружающих. В уголовной среде крайняя степень унижения — быть «опущенным», ниже статуса в иерархии тюрем нет. Цель оскорблений, которыми часто бросаются люди в реальной и виртуальной жизни — унизить, то есть показать, что тот, кого я оскорбляю — хуже, ниже меня. А на противоположном от унижения полюсе располагается высокомерие — тоже отвергаемое многими людьми переживание и связанное с ним поведение. В общем, очень неприятный ряд выстраивается вокруг унижения — оскорбление, презрение, отвержение, отвращение, высокомерие…


И поэтому довольно странным будет, возможно, утверждение, что переживание унижения — это часто неотъемлемая составляющая подлинного развития человека, без которого продвижение вперед нередко крайне проблематично. Я, разумеется, не предлагаю унижать людей, но хочу поразмышлять по поводу этого моего утверждения.

В чем суть унижения — действия и переживания, теснейшим образом связанного с чувством стыда? Я думаю, лучше всего его выражает следующая фраза, обращенная к самому себе: «я не так хорош, как я верил и чувствовал» (а если кто-то нас унижает, то он сообщает нам: «ты не так хорош, как ты сам о себе воображаешь» - и мы верим). Не «так хорош» в целом или в каких-то отдельных сферах жизни. У всех нас есть несколько образов самих себя. Есть «я-идеальный», к которому стремимся, который может ощущаться как недосягаемый образец — или же как простой ориентир в своей жизни, с которым мы сверяем свои поступки и решения. Есть «я-реальный» - то, какими мы являемся «на самом деле». «На самом деле» - это не в объективной реальности, разумеется, а то, какими мы чувствуем себя сейчас. И большинство из нас осознанно или неосознанно ощущает себя как пусть относительно, но все же хороших людей. На этом «в целом я хороший» - основано чувство собственного достоинства, способность видеть свою ценность, самоуважение. Несколько старомодное — но от этого не ставшее менее актуальным — слово «честь» тоже базируется на восприятии себя как «в целом хорошего». Основой чести является, насколько я понимаю, соответствие личностных качеств и поведения человека образцу, который принят им или обществом за достойный. Это право оценивать себя и свое существование в категории самоуважения. Честь определяет наличие у человека допустимых и недопустимых для него слов и действий, и совершение последних роняет человека в его же собственных глазах.

На переживании «я нынешний - в целом хороший» основаны и наши многочисленные самооправдания, когда мы совершаем какие-либо поступки или с нами делают нечто, явно нарушающее то, что мы сами считаем допустимым. Например, заставляют лгать там, где мы лгать не хотим, или под угрозой увольнения делать то, что для нас «вроде бы» непримелемо… Там, где не работает самооправдание, успокаивающее совесть, нередко работают вытеснение, расщепление и многие другие защитные механизмы, оберегающие нас от непереносимого стыда.

Важно разграничить унижение как намеренное действие по отношению к другому человеку и унижение как действие, совершаемое внутри нас самих (я, в основном, здесь пишу о внутреннем действии). Например, играют две хоккейные команды, и одна беспощадно разгромила другую. Унизила ли она соперника самим фактом разгромной победы? Нет, но проигравшие могут чувствовать себя униженными: «мы ощущали себя достойными сразиться с ними, но они указали нам наше место...». И победители могут с сочувствием отнестись к побежденным, а могут — оскорблять. Сам факт их победы унижением не является.

Так вот, унижение — это не просто обнаружение того, что твои действия (мысли, чувства, качества, умения, способности…) полностью противоречат образу «хорошего настоящего Я», а разрушение этого «Я» (или, что чаще — его части). Это переживание падения с пьедестала, на который сам же себя и вознес. Часто унижение возникает во время учебы и в профессиональной сфере. Например, вы считаете себя отличным профессионалом в своем деле — и тут вас направляют на учебу в какой-то центр, и вы обнаруживаете, во-первых, профессионалов намного лучше себя, и их много, и они не уникальны. И осознаете, что то, чем вы гордились и что считали вершиной своего мастерства — это лишь первая ступенька, начальный уровень. И, что хуже всего — окружающие тоже заметили, что вы.. ну… не очень по сравнению с ними. Нет, они не издевались, не смеялись — но увидели… И как вы отреагируете?

Или, например, я считаю себя умным и критично настроенным человеком — и тут вдруг обнаруживаю, что в важном для меня вопросе я не просто не прав, но допустил ряд откровенно глупых допущений или ошибок, характерных как раз для тех, кого я считал хуже себя. Как я отреагирую? Сразу скажу «да, я неправ, здесь допустил ошибку...» - или сначала постараюсь увильнуть от унижения, найти оправдание для себя и попытаться запрыгнуть обратно на пьедестал «всегда умного и критично настроенного человека», с которого только что слетел?

С унижением плохо справляются и целые нации. Побежденные в войнах и противостояниях с трудом признают «похоже, мы не так уж хороши, раз проиграли» - нередко они начинают говорить про «пятые колонны», предателей, коварство врагов и так далее. Национальное унижение немцев в Первую мировую взрастило нацистов, которые предложили немцам броситься в другую крайность — расистское высокомерие: «вы хуже нас». С трудом переживает унижение после распада СССР и пост-советские страны, и это касается не только России.

Для переживания унижения требуется не только внутреннее ощущение, что «я не так хорош, как верил». Почувствовать себя ниже можно только по сравнению с кем-то. Например, долго воображаешь себе, что ты лучше других людей в чем-то, и потом что-то происходит — и ты осознаешь, что такой же или даже хуже. Что лжешь так же, как «они»; что пьешь водку в таких же количествах и с такими же последствиями, что и «последний алкаш».

Дополнительные оттенки унижению добавляет разочарование других людей в нас. «Мы думали, что ты такой, а ты...». В переживание вливаются нотки вины: «вы на меня надеялись, а я… подвел, обманул». Но разочарование других людей в нас становится почти непереносимым, когда мы сами собой были очарованы. В общем, в этом и есть источник нашего унижения, на мой взгляд — очарованность собой, когда вместо тыквы (возможно, даже очень хорошей и красивой) видишь карету. И разочарование в себе — это необходимый этап для того, чтобы вернуться в реальность.

Возвращение в реальный мир, в котором ты не стоишь на шатком основании, а опираешься ногами на широкую землю — одно из возможных следствий унижения. Чем выше постамент, чем сильнее очарованность собой — тем больнее падать и тем непригляднее картина, когда с глаз спадает пелена. По словам одного алкоголика, он осознал всю глубину своей деградации тогда, когда увидел в глазах своего школьного друга, с которым не виделся много лет, отвращение. И тогда печальный принц-философ, переживающий несовершенство этого мира, превратился в дурно пахнущего алкоглика, пропившего всю мебель, потерявшего жену и работу. Самое настоящее отрезвление.

Правда, моменты трезвости могут быть очень краткими. Часто люди бросаются в одну из крайностей.

1) Вернуть очарование. Для этого есть богатый арсенал защит, направленный на претворение в жизнь лозунга «я принц, меня просто подвели и грязью вымазали». Это не мы проиграли, это нас предали. Это не я некомпетентен в тех или иных вопросах, это критикан завидует мне. Я психотерапевт/коуч/учитель -универсал, а то, что с некоторыми клиентами не получается работать — так это клиенты/ученики неготовые, бездари и без мотивации. В хоккее мы проигрываем не потому, что деградирует под нашим руководством хоккей, а потому, что не тех игроков взяли, вот если бы вместо Баранова и Большего взяли бы Козлова и Гигантова — вот было бы дело! :)).

Можно объявить среду, в которой мы постоянно сталкиваемся с внутренним унижением, «дискомфортной, не подходящей для меня» - и уйти туда, куда полегче. Речь, конечно, не идет о среде, где нас реально другие люди стараются унизить и разоблачить — из такой среды нужно уходить. Но, кстати, начать усиленно унижать окружающих, впасть в высокомерие — это тоже способ заново собой очароваться. Высокомерный человек берет себе статус, выше которого нет — статус судьи. «Я лучше вас, не подходите ко мне».

2) Вторая крайность — унизить себя еще больше. Высокомерие, обрушенное на самого же себя. Памятник себе-хорошему глядит на нас, лежащих у его подножия, и с неприятной гримасой твердит: ты не справился, ты — это не я, отойди от моего пьедестала, не марай своими соплями мой постамент! Самые яркие примеры шатания от высокомерия до самоуничижения я регулярно наблюдаю у наших спортивных болельщиков, которые в моменты побед кричат эту набившую оскомину «мы лучшие!!! мы всех порвем!!!», а в моменты поражений - «мы дни-и-и-ще, все плохо!». От сеанса самовозвеличивания к сеансу саморазоблачения и самобичевания.

Есть третий вариант, и он не совсем про «золотую середину». Упав и больно ударившись, можно встать и начать осматриваться: где я оказался? Да, я чувствую унижение, и это очень болезненно, вон, от удара синяки ноют или даже перелом в душе. Но что это за высота, с которой я свалился? Как я там оказался, на этом высоченном пьедестале? Чем был очарован? И что меня сейчас окружает?

Есть ли люди, к которым я даже в таком состоянии могу прийти за поддержкой? Которые не будут воротить нос «фу, какой ты на самом деле», а примут — и не будут петь сладкие песни о том, что ты прекрасен, а с сочувствием посмотрят на раны, и помогут их подлечить? Расскажут о своих шрамах или даже их покажут — и поделятся опытом? И будешь ли ты в состоянии их услышать, или захочешь сбежать в высокомерное «я не нуждаюсь в вашей помощи!»?

А потом — на тренировку. Да, нас могут пытаться унижать совершенно незаслуженно. Начальник может быть самодуром. Унизительно может быть идти учиться у тех, кто тебя превзошел, и кого считал себе ровней (или даже ниже). Унизительно признавать, что занимался самообманом. Унизительно обнаруживать, что время твоего триумфа прошло, и что позолота уже отшелушилась, а лавры засохли. Все это точно больно, и можно пытаться эту боль ослабить, отвлечься от нее. А можно взять эту боль на вооружение, прислушаться к ней, развеять очарованность собой — и воспользоваться энергией, которую она дает, чтобы научиться делать что-то в реальности. Еще лучше, конечно, не очаровываться, а знать, в чем моя сила, и в чем моя слабость. Но способность после провала встать, сказать себе «да, я был плох здесь», и пойти работать над ошибками без самоуничижения точно к слабостям не относится. Более того — люди такую реакцию видят и ценят, потому что в этом, на мой взгляд, одно из высших проявлений человеческого достоинства. А тот, кто не видит и норовит ударить упавшего, сам, скорее всего, не в силах справиться со своим ужасом перед унижением.

promo tumbalele february 13, 2013 16:48 238
Buy for 500 tokens
Ощущение душевной близости мужчины и женщины может быть настолько непереносимым, что мужчина и женщина начнут заниматься сексом, чтобы избежать переживания близости . Такой вот парадокс. Секс стал настолько обыденным делом, а для мужчин — чуть ли не обязательным — что проще…

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
grag_hoppers
Sep. 20th, 2016 06:20 am (UTC)
Ты забавный мыслитель, но ты застрял в колее
tumbalele
Sep. 20th, 2016 06:22 am (UTC)
Рад вас позабавить.
moshkakrasotka
Sep. 20th, 2016 07:08 am (UTC)
Мн тоже всегда казалось, что лучше всего признать свои ошибки, свое незнание в какой то области, спрашивать, учится.. упасть, встать и подумать над тем, что же сделал не так..
dr_eburg
Sep. 20th, 2016 08:33 am (UTC)
Людей, чье мнение для меня значимо, легко перечесть на пальцах одной руки, остальные могут даже не стараться.
tumbalele
Sep. 20th, 2016 08:42 am (UTC)
Подозреваю, что этих людей значительно больше, чем вы думаете.
dr_eburg
Sep. 20th, 2016 08:43 am (UTC)
Ваше неотъемлемое право - принимать мои слова за чистую монету или же сомневаться в них.
Anna Altuhova
Sep. 20th, 2016 08:37 am (UTC)
Ваша статья мне помогла увидеть то,вокруг чего я давно хожу,но войти не получалось.Вошла,благодарю вас.
tumbalele
Sep. 20th, 2016 08:42 am (UTC)
Спасибо за отклик!
siticat
Sep. 20th, 2016 08:49 am (UTC)
Возможны ли колебания состояния "Я царь, я раб, я червь, я Бог" несколько раз с уменьшением амплитуды до почти объективного уровня?
Андрей Еремкин
Sep. 20th, 2016 09:26 am (UTC)
Монашеское делание
Есть такой сборник изречений церковных авторитетов. И там про уничижиние много сказано. То есть в практике христианста унижение используется, как инструмент работы над собой в монашеском делании:
св. авва Дорофей
Каждый молящийся Богу: – “Господи, дай мне смирение”, должен знать что он просит Бога, дабы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его.
св. Серафим Саровский
Тот, кто считает себя повинным пред Богом и покается, должен понести справедливое и выносимое оскорбление и безчестие в отношении себя со стороны других.
св. Марк Подвижник
Если бы старались о смиренномудрии, то не было бы нужды в наказании нас; ибо все злое и скорбное, случающееся с нами, приключается нам за возношение наше.

св. Варсонуфий и Иоанн
Уничижение, принимаемое отвне, более сердечного; ибо легче самому себя уничижить, нежели перенести уничижение от других, потому что последнее производит гораздо большую болезнь в сердце.
cв. Варсонуфий и Иоанн
Если станешь непрестанно осуждать себя самого, то сердце твое сокрушится и обратится к покаянию.
Будем всегда обвинять самих себя: в этом и состоит победа. И для решимости удалиться в пустыню, как сказали Отцы, есть три условия, которые если кто соблюдет, то может жить и между людьми, и в пустынях, и куда ни пойдет, а именно:
укорять себя,
оставить волю свою позади себя,
и почитать себя ниже всей твари.
Сколько имеешь силы, уничижай себя день и ночь, понуждаясь увидеть себя ниже всякого человека.
Вменять себя ни во что, значит ни с кем не сравнивать себя и не говорить о (своем) добром деле.
Смирение состоит в том, чтобы считать себя землею и пеплом на деле, а не на словах только и чтобы говорить: кто я такой? И кто считает меня за что-либо? Я ни с кем не имею дела.
игумен Никон
Правильно идущий путем духовным, начинает видеть в себе больше и больше грехов, пока наконец духовным зрением увидит себя всего во грехе, в проказе душевной, почувствует всем сердцем, что он – грязь и нечистота, что недостоин он призывать даже имя Божие, и только как мытарь, не смея возвести очи горе, с болью сердечной взывает: Боже, милостив буди мне грешному. Находясь долгое время в таком душевном устроении, человек в свое время выходит из него оправданным, как вышел мытарь. Если же человек считает себе хорошим, и отдельные, даже тяжкие грехи – случайными, в которых не столько он виноват, а больше всякие внешние обстоятельства или люди, или бесы, а он мало виноват – то это устроение есть ложное, это состояние явной или скрытой прелести, от чего да избавит всех нас Господь."
“Правильного или неправильного обличения отвергающийся, своего спасения отвергается”. У кого отверзается зрение для видения грехов, тот видит не отдельные грехи, а полную искаженность своей души, которая постоянно источает всякие грехи, больше того – даже добрые дела и те пронизаны ядом греха. Когда человек ясно это увидит, а также совершенно убедится на тысячах случаев, что исцелить проказу души своей сам не может, тогда он “естественно” (а не искусственными приемами) смирится, и “естественно” перестанет осуждать других и оскорбляться на обиды. Он только видит и в других такое же падение, как в себе, и уже жалеет их, как товарищей по несчастью. Тогда перестанет возвышать одних и уничижать других, перестанет вовсе судить, ибо все находятся в падении, с одной стороны, а с другой – “лживы мерила человеческие”, как бы ни старались быть объективными. Как может тогда человек оправдывать себя в грехах своих? Как может обижаться, если кто обвинит его в том, в чем как будто он не виноват, когда мы имеем без числа самых отвратительных грехов, о которых никто не знает по милосердию Божию, покрывающему наши грехи."
Источник: http://www.hesychasm.ru/library/praksis/collection/part1.htm#2_7

Edited at 2016-09-20 09:28 am (UTC)
troll_lol_o
Sep. 20th, 2016 10:43 am (UTC)
Спасибо, замечательный пост!
paxmet_far_away
Sep. 20th, 2016 11:14 am (UTC)
Очень ценные рассуждения, но интересно, я описанную проблему вообще не ассоциирую с унижением. То есть, да, есть люди, которые при осознании несоответствия собственным ожиданиям чувствую себя униженными - но для меня это скорее специфическое искажение восприятия. Унижение для меня связано с обесцениванием, овеществлением - и только со взаимодействием людей. Это, наверно, то "второе" унижение, которое Вы в статье не рассматриваете.
tumbalele
Sep. 20th, 2016 11:46 am (UTC)
Да, "второе" унижение я не рассматриваю, но суть его остается той же - тот, кого унижают, воспринимается как находящийся ниже по статусу, качествам и так далее.
peacetraveler22
Sep. 20th, 2016 12:53 pm (UTC)
Excellent article. I agree with almost all points. Growth - it frequently comes from pain, humiliation, many other negative experiences and emotions. When everything is rosy, there is little incentive to alter our realities or behaviors.

Edited at 2016-09-20 12:53 pm (UTC)
tumbalele
Sep. 20th, 2016 01:07 pm (UTC)
Thank you for your feedback. I appreciated it.
ryzhykot
Sep. 20th, 2016 01:10 pm (UTC)
Спасибо за статью! Актуально!
lvstef
Sep. 20th, 2016 02:31 pm (UTC)
"Все это точно больно, и можно пытаться эту боль ослабить, отвлечься от нее. А можно взять эту боль на вооружение, прислушаться к ней, развеять очарованность собой — и воспользоваться энергией, которую она дает, чтобы научиться делать что-то в реальности. Еще лучше, конечно, не очаровываться, а знать, в чем моя сила, и в чем моя слабость. Но способность после провала встать, сказать себе «да, я был плох здесь», и пойти работать над ошибками без самоуничижения точно к слабостям не относится".

Я когда-то встала, отработала совершённые ошибки, и пошла учиться дальше. Спасибо моим бывшим врагам! Вы сделали меня лучше. Без вас не состоялась бы моя жизнь такой, как есть теперь.
Друзья мои, благодарю вас всех за поддержку в трудные минуты! Без вас я вообще не выжила бы! )))
irenex
Sep. 20th, 2016 03:16 pm (UTC)
Если есть такие люди, которые примут даже в таком состоянии и не будут помогать соорудить новый пьедестал (а соблазн починить этот или соорудить другой велик), и ты им веришь, то и пьедесталы не нужны. И это большое счастье, когда есть такие люди. Спасибо!
naked_liar
Sep. 20th, 2016 03:47 pm (UTC)
Получается, что долго оставаться на пьедестале помогает сильный внешний локус. "Это не я такой, это вы такие". Самооценка может долго летать в небесах. Либо наоборот, внутренний локус будет постоянно поднимать планку, так, что унижения будут постоянными. Т.е. как-то следует отличать "хорошее унижение" - как крах собственных иллюзий, от "плохого", мол " я во всем виноват, я сделал не так, я не оправдал надежд". Полагаю, чтобы меньше унижаться и разочаровываться, надо отслеживать локус.
i_tsigankov
Sep. 20th, 2016 03:52 pm (UTC)
Глубоко) я даже все прочитал) хотя и после рабочего дня)
Sergey Sirin
Nov. 22nd, 2016 04:29 pm (UTC)
Облагораживание и возвышение человека, его семьи и его группы, является высшей естественной целью высокоразвитых людей, для продолжения развития на более высоком уровне.
Для этого воспроизводятся и используются: изобретения, открытия, творчество, индивидуальные способности.
Как только люди перестают облагораживаться, что-то создавая и занимаясь творчеством, то постепенно превращаются в обычных обывателей и далее в человекообразные организмы.
Совсем не облагороженные обыватели – это хулиганствующие подростки и преступники.
Слаборазвитые обыватели имеют подобия целей, в виде: подражания, карьеризма, накопления, фанатизма, размножения, разврата…
Или, то же самое:
Главная функция организмов – это размножение.
Организмы не могут перестать размножаться, иначе они исчезнут.
Главная функция человека – это постоянное облагораживание и возвышение.
Если человек перестанет облагораживаться и возвышаться, то опустится до уровня организмов.
cissy_strut
Mar. 8th, 2017 09:26 am (UTC)
Я думаю, унижение - это нечто иное, чем оказаться вдруг хуже, чем думал о себе. Унижение - это типа пукнуть на людях. Я не знаю, что это такое - это значит, что человек хуже, или что вообще это значит. Унижение - это когда кто-то бегает за кем-то с просьбой. Запятнать честь - это не значит оказаться вдруг хуже. Это значит сделать что-то некрасивое. Как определить это некрасивое - я не знаю, но люди обычно это чувствуют.
tumbalele
Mar. 8th, 2017 10:32 am (UTC)
Вы говорите о стыде - чувстве, которое может сопровождать унижение, а может и не сопровождать.
( 23 comments — Leave a comment )

Profile

сепия
tumbalele
Илья Латыпов

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com