?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Съеденный китаец

Меня однажды спросили - откуда у меня такая любовь к папуасам, что даже имя журнала - tumbalele. Имя пошло от выдуманного персонажа Тумбалеле Макелебумба, папуаса из деревни Талигенде, который как-то неожиданно родился и... прижился. Даже обзавелся биографией, одиннадцатью женами, самопровозглашенным статусом единственного среди пауасов философа (стал таким, потому что съел больше всего миссионеров и две научные экспедиции), и еще баном на одном психологическом форуме за необузданный нрав. А любовь - от прочитанной в детстве книжки про Миклухо-Маклая (красивая была, очень богато иллюстрированная), и от одного реального рассказа реального папуаса, который был прочитан мною в научном сборнике "Мифы и предания папуасов маринд-аним". Рассказ настолько прост, наивен и очарователен в своей передаче нравов и мировоззрения папуасов, что я с удовольствием его вспоминаю и хочу привести здесь.



К нам в деревню явился один китаец, но не добрый, как Баба Тенах, и даже не такой, как Капала Лид-жин. Это был очень плохой человек, крокодил-анем и насильник женщин. Он пригрозил нам своим ружьем и сказал: «Если вы не дадите мне достаточно кокосовых орехов, я всех вас перестреляю». Мы принесли ему столько орехов, сколько он хотел; получилась целая куча, больше той, в какую откладывают яйца сорные куры.

Китаец обрадовался и, верно, подумал, что сможет взять у нас все, что только пожелает, раз ничего не дал нам в обмен за кокосовые орехи. И так как он был нехорошим человеком, то схватил за локоть одну девушку в возрасте иваг и хотел забрать ее с собой. Но у этой девушки были отец, и брат отца, старшие и младшие братья, и двоюродный брат, и еще молодой человек в возрасте меаким, который собирался на ней жениться. Все они пришли со своими палицами и, чтобы заставить насильника отпустить девушку, стукнули его по голове. Тут он повалился на землю и умер. Кто из мужчин убил его, мы не знаем. Но били его все.

Собственно говоря, мы хотели только отнять у него девушку, а он взял да и умер. Мы обступили его со всех сторон и долго обсуждали, как быть. Некоторые говорили: теперь придут полиси-аним. Но что они могли нам сделать? Ведь это китаец поступил плохо, а не мы.

Люди забрали свои кокосовые орехи и снова стали советоваться. Вдруг один старик взглянул на небо и сказал:
— Когда вы его убили, солнце стояло там, а сейчас оно здесь. Если вы не кончите говорить до его захода, то китайца уже нельзя будет есть: он начнет вонять.

Тогда мы разрезали его на части, мелко разделали мясо, и женщины испекли его с саговой мукой. Китаец оказался на редкость вкусным, куда вкуснее обычного человека и много-много вкуснее, чем свинья.
Вскоре об этом услышали люди из соседних и прибрежных деревень, а от них  пиф-пафы в Эрмасуке. Они прислали к нам полиси-аним, и те спросили, кто убил китайца. Тогда все, кто бил его, назвали себя. Потом полиси-аним захотели узнать, кто его ел. И тут всем нам пришлось пойти с ними в Эрмасук.

Здесь, в Эрмасуке, туан Бентир  спросил у нас, кто бил китайца. Потом он пожелал узнать, почему мы его съели. Мы ответили, что он все равно уже был мертвый и нам стало жалко, что зря пропадало такое хорошее мясо. Туан сначала рассердился, но потом рассмеялся. Он сказал: мы не должны сами убивать плохих людей, а обязаны позвать полиси-аним. Но до тех пор, пока они добрались бы до нас, китаец  наверняка успел бы причинить девушке зло.

И все-таки нас посадили в Буи. Почему нас здесь держат? Китаец ведь был плохой, а когда мы его ели, он уже давно умер. Нельзя же выбрасывать хорошее мясо!
                                                          
Вследствие отсутствия злого умысла со стороны людей с Кумбе их подвергли весьма мягкому наказанию: участники избиения получили восемь дней тюремного заключения «за недозволенное сборище», а участники пиршества — восемь дней «за хулиганство» с предупреждением, что при повторении подобных случаев к ним будет применена статья об осквернении трупов. Любопытно отметить: все обвиняемые подчеркивали, что они уже не охотятся больше за человеческими головами и что череп и кости убитого зарыли у своих кокосовых пальм, чтобы, согласно старым верованиям, пальмы лучше плодоносили. Кстати сказать, это одна из основных причин, по которой в культе Майо и культе Имо убивают людей.

Перевод с немецкого Г. Пермякова и М. Харитонова

(с) П. Вирц, Г. Неверман. Мифы и предания папуасов маринд-аним. М., Наука, 1981

promo tumbalele february 13, 2013 16:48 236
Buy for 500 tokens
Ощущение душевной близости мужчины и женщины может быть настолько непереносимым, что мужчина и женщина начнут заниматься сексом, чтобы избежать переживания близости . Такой вот парадокс. Секс стал настолько обыденным делом, а для мужчин — чуть ли не обязательным — что проще…

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
sdingo
Apr. 21st, 2012 01:37 pm (UTC)
И правда - зачем китаец делал плохо? :)))
tumbalele
Apr. 21st, 2012 01:47 pm (UTC)
Меня больше очаровывает даже не это, а практичность - зачем мясу просто так пропадать? :))
anna_muradova
Apr. 21st, 2012 04:16 pm (UTC)
Хозяйственные люди, чо.
marlezon
Aug. 6th, 2013 03:25 pm (UTC)
Удивительной мощи книга. Она меня когда-то поразила в самое сердце, до сих пор забыть не могу.
prochladny
May. 28th, 2015 06:51 pm (UTC)
А я вспоминал этот рассказ, когда на острове Санто (Вануату) нас с женой повезли на экскурсию. Вдвоём.
Бонусом было посещение семейства, живущего в лесу на берегу океана. Выращивают кокос, каву, свиней и громадных крабов - пальмовых воров.
Я подумал, что стукнут прямо в темя и скормят крабам - но обошлось!
А последний зафиксированный случай каннибализма на Санто был году в 2000-м, какую-то местную колдунью съели.
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

сепия
tumbalele
Илья Латыпов

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com