?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

(размышлительное...)
Между психологами и педагогами часто возникают споры. Педагоги нередко склонны развешивать ярлыки «это хорошо, а это плохо». Так, вчера довелось услышать сентенцию в стиле «надежда – это хорошо, а вот отчаяние – это ужасно, и человека надо из отчаяния срочно выводить, давать ему надежду. Странно, что вы, психологи, этого не понимаете».

Вот не понимаю. Каков стереотипный образ надежды? Это чувство, которое поддерживает человека в трудное время. Википедия дополняет: положительно окрашенная эмоция, связанная с ожиданием удовлетворения потребности. Одна из трех христианских добродетелей (наряду с верой и любовью). В общем, нечто безусловно положительное.

Однако какой психологический смысл у надежды? Что происходит со мной, когда я на что-то надеюсь? Внимательно вчувствовавшись в надежду, я обнаруживаю в ней два весьма специфических процесса: сомнение и торможение. В надежде ВСЕГДА присутствует сомнение и неуверенность. Надежда без сомнений – это вера, совершенно другое по своей энергии состояние. Когда мы надеемся, мы сомневаемся. «Надеюсь, все получится» = «у меня нет в этом уверенности».

Торможение… Психологическая функция надежды, на мой взгляд, это стимулирование/торможение деятельности  в ситуации неопределенности. Чаще, на мой взгляд, она функционирует как препятствие началу действия или, по крайней мере, его притормаживание. «Буду надеяться» нередко равно «ничего предпринимать не буду». Не буду полностью вкладываться, буду приберегать энергию напоследок. Или другой аспект надежды: отказ от того, чтобы останавливать уже совершаемое  действие. Иногда это идет во благо, иногда надежда не дает остановить то, что давно нуждается в прекращении. Бесконечно надеяться на взаимную любовь, например. Год, два, три...

Но есть и другой аспект надежды, который может проявляться одновременно: стимулирование способности действовать в состоянии неопределенности, неуверенности в результате. Надежда в данной ситуации нейтрализует парализующее воздействие неизвестности. Получается, что у надежды есть две функции, различающиеся в зависимости от контекста: а) в условиях предположительного ожидания успеха - стимул к осуществлению действия б) в условиях ожидания худшего - торможение деятельности. Но в обоих случаях энергия - не "на полной".

Энергию высвобождает отчаяние – то самое «плохое» переживание. Отчаяние часто пытаются определить как «эмоция абсолютного незнания, что делать в сложившейся ситуации. Крайняя степень отчаяния - паника. Отчаяние - состояние абсолютно нересурсное. Думать, отчаявшись - трудно, действовать – страшно». Сомневаюсь. Отчаяние – это состояние, возникающее вслед за утратой надежды, когда надеяться уже не на что, и «придерживаемая» энергия вырывается в мощном выплеске. Оно может быть и ресурсным состоянием. В отчаянии как раз нет страха, в нем больше безумства, которое позволяет взломать старые, казавшиеся незыблемыми, границы.

Принципиальный вопрос в том, на что направлена энергия отчаяния. Отчаявшись добиться чего-то старыми способами, мы можем наконец-то попробовать что-то новое, то, на что раньше не хватало смелости и энергии. Можно сто раз делать одно и то же, надеясь на положительный результат, а можно совершить отчаянный бросок в полную неизвестность. Однако можно эту энергию направить и на саморазрушение. Вплоть до самоубийства. Но для него тоже нужна энергия…

Безресурсное состояние – это безнадежность. Сравните: отчаянность – безнадежность. Отчаянное сопротивление – безнадежное состояние. Отчаянная попытка – безнадежная попытка. Отчаянные ребята (т.е. готовые на все) – безнадежные ребята (с этими-то все понятно…). Где есть энергия, а где - обреченность?

Позитивным исходом отчаяния может быть смирение (как принятие собственного бессилия и примирение с ним) или изменение (взлом привычных, очень устойчивых стереотипов). Негативным – саморазрушение.

Позитивным исходом надежды является удерживание от бессмысленной траты энергии. Например, тяжело болен близкий человек, а вы – не врач, и вынуждены ждать исхода операции. Отчаяние здесь – помеха и опасность. Надежда удерживает нужную энергию. Негативным исходом надежды является промедление, которое иногда смерти подобно.

В общем, нет «хороших» или «плохих» состояний. Есть состояния, адекватные ситуации, а есть – неадекватные.

promo tumbalele february 13, 2013 16:48 236
Buy for 500 tokens
Ощущение душевной близости мужчины и женщины может быть настолько непереносимым, что мужчина и женщина начнут заниматься сексом, чтобы избежать переживания близости . Такой вот парадокс. Секс стал настолько обыденным делом, а для мужчин — чуть ли не обязательным — что проще…

Comments

( 52 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
realnost_son
Apr. 16th, 2013 12:49 pm (UTC)
Хм... Для меня надежда означает свет в конце тоннеля, значит есть смысл двигаться, что-то делать, потому что еще немножко и все будет как надо. В итоге конечно не всегда получается, но по крайней мере попытка была за счет надежды. А вот отчаяние на поступки совсем не толкает, наоборот уйти от всех, бросить все дела, спрятаться и умереть (да, такое желание появляется). С описанием безнадежности согласна, такая апатия и депрессивное существование.
tumbalele
Apr. 16th, 2013 12:55 pm (UTC)
Обращу внимание на то, как вы сформулировали о надежде: "потому что еще немножко и все будет как надо". В этом предложении нет субъекта действия. В нем есть надежда, что что-то как-то само собой будет... А не "еще немного и я сделаю как надо".

(no subject) - realnost_son - Apr. 16th, 2013 01:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Apr. 16th, 2013 01:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - realnost_son - Apr. 16th, 2013 01:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - realnost_son - Apr. 16th, 2013 01:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Apr. 16th, 2013 07:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - realnost_son - Apr. 17th, 2013 03:47 am (UTC) - Expand
eu_submarine
Apr. 16th, 2013 12:50 pm (UTC)
Безнадежность - это состояние депрессии.
tumbalele
Apr. 16th, 2013 12:57 pm (UTC)
Да. и энергии здесь нет ни капли.
spanki_2500
Apr. 16th, 2013 01:02 pm (UTC)
Интересно.
Для меня надежда всегда направлена в область, которую я никак не могу контролировать. В тех областях которые я контролирую, я не надеюсь, а прогнозирую или действую:). Надо подумать и сравнить эмоции, с вами описанными. Сомнения, да. Торможение? не уверена.
А с отчаяньем согласна на все 100! Именно так в моей жизни и работает. Сейчас стараюсь это использовать почаще.
tumbalele
Apr. 16th, 2013 01:07 pm (UTC)
Можно провести эксперимент: вспомнить состояние надежды, погрузиться в него, и отметить, что происходит с энергией. Она усиливается или начинает притормаживаться. Например, в состоянии "надеюсь на лучшее".
(no subject) - spanki_2500 - Apr. 16th, 2013 01:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Apr. 16th, 2013 01:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spanki_2500 - Apr. 16th, 2013 01:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yurvor - Apr. 16th, 2013 05:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Apr. 16th, 2013 07:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yurvor - Apr. 16th, 2013 08:09 pm (UTC) - Expand
gingerra
Apr. 16th, 2013 01:07 pm (UTC)
Да! Никак не могла объяснить для себя, почему всё во мне так противится этому состоянию "будем надеяться". А сейчас поняла - неадекватно оно мне на данный момент. Забирает, а не дает. Спасибо. Очень правильно сказано всё.
mii_ya
Apr. 16th, 2013 01:54 pm (UTC)
совершенно согласна, и даже более того, столько раз на своем опыте убеждалась - самый вредный зверь в моей жизни - надежда... Как только мне удавалось ее истребить жизнь делала вираж в лучшую сторону...
good_off
Apr. 16th, 2013 02:06 pm (UTC)
Задумалась. И верно, мои самые результативные поступки совершались от отчаянья.
mii_ya
Apr. 16th, 2013 02:21 pm (UTC)
действие "от чаяния" потому что... чаять - это тоже означает надеяться, и действие-от-надежды, всегда продуктивнее пустой надежды-ожидания)
nika_bystrova
Apr. 16th, 2013 03:50 pm (UTC)
С надеждой и отчаянием у меня не так.

Я надеюсь на лучшее, когда результат не зависит от меня (моих действий) или зависит не только от меня. Допустим, я сделала всё от меня зависящее в рамках проекта на работе, теперь надеюсь, что другие коллеги сработают хорошо и надеюсь, что проект в целом удастся. Для меня надежда - это интерес к результату, на который я не влияю. Позитивно окрашенное ожидание без необходимости (без возможности) вкладывать энергию для достижения.

Отчаяние же для меня - это полная остановка энергии. Там у меня нет безумства. Есть пустота, невозможность завершения, аварийная остановка энергии и паралич действия. Единственное моё отчаяние, которое я вспомнила, - невозможность "отменить" смерть близкого.
nikkto59
Apr. 16th, 2013 03:53 pm (UTC)
Без заключительного: "В общем, нет «хороших» или «плохих» состояний. Есть состояния, адекватные ситуации, а есть – неадекватные " - со всем вышеизложенным , можно бы было спорить до хрипоты)))
tumbalele
Apr. 16th, 2013 07:55 pm (UTC)
А вот для этого и придумана эта последняя фраза :)
anna_muradova
Apr. 16th, 2013 04:04 pm (UTC)
Интересный текст. Сижу и пробую примерить на себя.
yurvor
Apr. 16th, 2013 05:02 pm (UTC)
"В надежде ВСЕГДА присутствует сомнение и неуверенность. "

А у меня не так. Надежда как раз помогает избавиться от неуверенности и сомнений. Если мне надо сделать сложное дело, и я не уверен, как именно его делать, сомневаюсь, типа, то надежда - это как раз то ощущение, которое помогает мне стронуться с места и начать делать. Я всё ещё не могу сказать, что "всё точно получится", но поскольку "я надеюсь, что получится", постольку я делаю. Меньше сомнений, меньше неуверенности, больше действия.

А то, что Вы называете надеждой, для меня всего лишь фигура речи. Типа, "мне хотелось бы", чтобы получилось. Хотелось бы, да. Но это не надежда :)
tumbalele
Apr. 16th, 2013 07:57 pm (UTC)
Предлагаю простой эксперимент. Произнесите вслух сначала это: "Я надеюсь, что у меня все получится". Прислушайтесь к ощущениям. Затем следующее: "я сделаю все, что в моих силах, чтобы добиться желаемого". Прислушайтесь к ощущениям.

В чем разница?
(no subject) - yurvor - Apr. 16th, 2013 08:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Apr. 16th, 2013 08:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yurvor - Apr. 16th, 2013 08:42 pm (UTC) - Expand
nathan_ketke
Apr. 16th, 2013 05:46 pm (UTC)
На Бога надейся, а сам не плошай.
Труд - лекарство от всего. Только не бездумное вкалывание (от безнадеги в том числе), а с разумным целеполаганием. Это когда знаешь, что должно получиться в результате, а не надеешься, что что-нибудь да выйдет.
aisha_1333
Apr. 17th, 2013 03:53 am (UTC)
Полностью согласна! Мне у Литвака такая цитата еще очень нравится на эту тему "Говорят,что надежда умирает последней. Я бы убил ее первой. Убита надежда - и пропадает страх, убита надежда - и человек становится деятельным, убита надежда - и появляется самостоятельность." :)

Я и сама на себе не раз это все исыптывала. Пока надеешься, сидишь, ждешь чего-то, ничего не меняется. А как надежды нет, появляется готовность рискнуть и попытаться изменить все самому. Для этого нужна большая доля отчаяния, отчаяние должно накопиться, дойти до предела и сформировать готовность к риску, готовность заплатить за изменения любую цену, и не важно уже в какую сторону будут эти изменения происходить, в лучшую или худшую, лишь бы уже выйти из ситуации, потому что в ней находиться стало просто невыносимо.
Мне кажется, те, кто считает отчаяние плохим чувством, просто еще не испытывали на себе пик этого самого отчаяния, приводящий к действиям, а в "маленьких дозах", конечно, оно разрушительно и совершенно неэффективно. С надеждой же все точно наоброт маленькими порциями она хороша, а большие приводят к бездействию :)

Edited at 2013-04-17 04:22 am (UTC)
tumbalele
Apr. 20th, 2013 09:52 pm (UTC)
Мне кажется, что Литвак иногда очень уж радикален. Надежда тоже вполне может играть позитивную и нужную роль. Вопрос только в контексте происходящего.
paraskevi_fox
Apr. 17th, 2013 04:32 am (UTC)
Спасибо! Очень интересно, схоже с моим пониманием и жизненной стратегией. Но про надежду я не осознавала всего комплекса. Иногда тешу себя надеждой до тех пор, пока ситуация не ухудшится и не наступит отчаянье, тогда все быстро решаю. А на что надеялась? - что силы справится появятся, это получается защитная реакция, избегание неудачи?
tumbalele
Apr. 20th, 2013 09:51 pm (UTC)
Нередко надеемся на то, что кто-то другой сделает за нас или на то, что "все когда-нибудь устроится как надо", причем само собой.
(no subject) - paraskevi_fox - Apr. 21st, 2013 12:59 pm (UTC) - Expand
annok
Apr. 17th, 2013 04:00 pm (UTC)
Отчаяние позитивнее, потому что после долгих мук отчаяния, когда "выхода нет", "нет выхода", "нет" ты вдруг хватаешь за хвост любой проблеск выхода и за ним начинаешь отступать из тьмы в реальный мир, то это уже почти счастье.
Только отчаяние это очень больно, в отличии от надежды...
tumbalele
Apr. 20th, 2013 09:50 pm (UTC)
"Отчаяние это больно", да, и отчасти поэтому отчаяние воспринимается как что-то непременно плохое...
(no subject) - annok - Apr. 21st, 2013 06:19 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 52 comments — Leave a comment )

Profile

сепия
tumbalele
Илья Латыпов

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com