?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сложная тема…

Иногда сталкиваешься в работе с феноменом «плохих мыслей и чувств». Это такие мысли и чувства, которые касаются того, что для человека недопустимо, тесно связано со стыдом, страхом и внутренними критериями «хорошо-плохо» и «нормально-ненормально». Эта та часть нашего Я, которое вытесняется, считается неприемлемой и ужасающей. Это «Тень», если обратиться к терминологии Юнга.

Чаще всего «неправильные мысли» связаны с сексом, что, в общем-то, понятно, учитывая сильнейшую эмоциональную заряженность темы и большое количество морально-нравственных правил и табу, окружающих ее.


… Сорокапятилетний мужчина застал дома свою семнадцатилетнюю дочь, занимающуюся сексом со своим парнем. Отреагировал отец вполне спокойно, скандстыдала устраивать не стал. Но из головы никак не выходил образ наслаждающейся обнаженной дочери. Отцу страшно, безумно страшно и стыдно было признаться в том, что он испытывает возбуждение, когда этот образ всплывает в памяти. «Нельзя так думать о дочери» - и он всеми силами пытался загнать эту мысль подальше, однако как это сделаешь, если дочь живет дома? И как «не думать о белой обезьяне»? Отношения с дочерью натянуты до предела, она чувствует отцовское напряжение, он чувствует, что она чувствует, боится того, что она догадается о его мыслях, начинает избегать дочь, жена это видит, ничего понять не может, тревожится, подходит к мужу, муж отнекивается, жена начинает злиться… Стремительно запутывающийся клубок отчуждения, начавшийся в тот злополучный день.

Распутывание этого клубка начинается с констатации факта перед самим собой: «Да, я испытал сексуальное возбуждение, когда увидел дочь – молодую и красивую девушку – занимающуюся сексом с мужчиной». В этой фразе нет ничего, кроме простого обозначения реальности. Вслед на нею идут разные, и очень сложные чувства: стыд и страх, что примут за «извращенца», тревога за отношения с женой и дочерью, «если они догадаются» и так далее. Однако признание факта приносит высвобождение большого количества удерживаемой энергии.

Страх «плохих мыслей» часто связан с тем, что люди часто не отделяют мысли и действия. Если ты так думаешь, если у тебя есть «плохие» фантазии и чувства – то ты сам по себе «плохой». Или, что еще хуже – ненормальный. Меня со стыдом, пряча глаза, спрашивали о том, «нормально ли это», если думаешь о своей лучшей подруге как о сексуальной партнерше (женщина) или если снятся сны, в которых занимаешься сексом с парнем (мужчина). При этом у них были вполне гетеросексуальные отношения. Мучительное напряжение было связано не с самими фантазиями и чувствами (они-то как раз нередко доставляли удовольствие – «постыдное» и запретное), а со страхом, что эти чувства и удовольствие, связанное с ними, являются признаками «испорченности» или безумия.

Однако между фантазией и реальностью есть четкая граница. Смешивать мир фантазий и реальность в неразрывное единство и без какого-либо критического осмысления – признак настоящего психоза, психотического состояния. Психически здоровый человек вполне может отделить фантазию от реальности. Поэтому важно помнить: думать о чем-то – это еще не делать что-либо. Испытывать возбуждение от увиденного секса дочери – это еще не заниматься сексом с дочерью. Опасным симптомом было бы следующее: думать об этом – и уже планировать соблазнение. Вот здесь, в этой точке, граница начинает размываться. Не просто думать о суициде – но планировать его. Не просто желать смерти родителям (ах да, это же тоже ужасна мысль) – но планировать это.

«Страшно и недопустимо» желать смерти кому-либо, особенно родственникам. Думать о родственниках как о сексуальных объектах. Не испытывать никаких чувств к своим маленьким детям и желать от них избавиться – оставить матестульяри (бабушке), а самой сбежать от них… Желать изменить своему супругу/супруге, «а ведь он/она такой прекрасный человек!». Но чем сильнее подавляется что-то – тем сильнее оно сопротивляется.

Всегда могут набежать (и набегают) моралисты с криками «фу, как мерзко!», «да это все ужасно!», «я так никогда не подумал бы!», «так чувствуют только маньяки и извращенцы!»… Однако если такие люди, проходя тот или иной психологический тест, на утверждение «иногда меня посещают мысли, о которых я бы никогда никому не рассказал» ответили бы «нет», такой ответ был бы зачтен как ложный. И совершенно закономерно. Наш организм – и «нижняя надстройка» психики, бессознательное – морали не знает. Вообще. Из этого не следует, что мораль и нравственность – нечто неправильное и подлежащее отмене.

Из этого следует, что принятие «постыдных» мыслей и желаний – первый шаг к интеграции своей психики, восстановление ее целостности и, таким образом, обретение возможности сознательного выбора как нравственных правил, так и собственных действий. Признание того, что дочь – это не только дочь, но еще и ведущая сексуальную жизнь девушка (и принятие этого факта) резко снизило «зацикленность» отца на том образе, который отпечатался в сознании, и появилась возможность коснуться других тем, связанных с его жизнью. Признание и принятие ненависти к своим подавляющим и жестоким родителям (которая выражалась в желании их смерти) позволяет высвободить энергию, выразить злость и освободиться для других чувств – если не для любви (такое, увы, далеко не всегда бывает), то хотя бы для принятия их такими, какими они есть.

Другое дело, что лучше это делать не одному - встреча с самим собой без попутчика и без поддержки бывает чревата...

Такая вот аморальная вещь, психология. Имеющая дело с тем, что есть, а не с тем, как должно быть с точки зрения того или иного авторитета.

                         
promo tumbalele february 13, 2013 16:48 236
Buy for 500 tokens
Ощущение душевной близости мужчины и женщины может быть настолько непереносимым, что мужчина и женщина начнут заниматься сексом, чтобы избежать переживания близости . Такой вот парадокс. Секс стал настолько обыденным делом, а для мужчин — чуть ли не обязательным — что проще…

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
la_lezarde
Apr. 18th, 2013 12:17 pm (UTC)
да, идеей мыслепреступления многие поколения истязаются.
тяжело, наверно, так жить - когда вместо головы - скороварка под давлением, да ещё и с кпп и пыточной камерой.
twin_mirror
Apr. 18th, 2013 12:43 pm (UTC)
вот интересно, а признание факта ,то есть после этого признания, там дальше уже должны вступать в действие какие законы и императивы? Общепринятые социально-правовые нормы? Но даже осознание того,что "да,я это чувствую" не отменит собственного нежеланного чувства.Нежеланного сознательно, но непонятно насколько желанного и,может,даже нужного человеку подсознательно? То есть-два примера отсюда же - влечение к дочери и гомосексуальные сны. Понятно, что вроде как социум категорически не одобряет первое и достаточно сомнительно относится ко второму. Но- если уступить своим желаниям-в первом случае почти наверняка значит разрушить свою жизнь(и жизнь дочери), то быть может уступить или попробовать уступить влечению во втором случае,возможно, понять сигналы своего подсознания. Т.е. если человек "официально" гетеросексуален, но его настоящее я,как минимум, бисексуально. То есть что именно,какой критерий, какой императив -после признания факты существования каких-то чувств и эмоций- будет тем, что определит можно ли следовать этому императиву? "Запретить " себе формально-просто, но в каком случае этот запрет оправдан,а в каком сделает лишь хуже, в каком случае он сработает и человека постепенно "отпустит"а в каком все дойдет до навязчивой мании,или даже суицида (из-за невозможности преодолеть подавляемые желания и запрете поддаваться им)?
tumbalele
Apr. 18th, 2013 12:59 pm (UTC)
Вы делаете всю ту же ошибку, на которую я в тексте указал. Признать не равно реализовать. Признать желание не равно уступить ему.

В ряде случаев признание факта того, что ты что-то испытываешь и принятие этого факта приводит к серьезному снижению уровня напряженности и, соответственно, мотивации на совершение того или иного действия. Разрешение себе на то, чтобы чувствовать "неправильные" чувства дает возможность их осознавать и что-то с ними делать.Что именно - это, в первую очередь, вопрос совести самого человека. Отец, в ужасе отшатывающийся от свершившегося факта своего влечения к дочери, значительно опаснее для дочери и для семьи в целом, чем отец, принимающий этот факт и делающий осознанный выбор, во-первых, его не реализовывать, а во-вторых, заняться собственной сексуальностью, своей сексуальной жизнью.

Гомосексуальные сны и фантазии совершенно необязательно говорят о бисексуальности. Они спокойно себе могут быть у выраженно гетеросексуальных людей.

не нужно "преодолевать подавляемые желания" - это уже насилие в квадрате, и именно это приводит к разного рода психотическим процессам. Важно признавать свои желания, определяться с объектами, которые эти желания могут удовлетворять. В случае с дочерью само по себе сексуальное желание по отношению к молодой девушке - совершенно нормально. "Ненормален" объект - дочь. В случае с гомосексуальностью - важно принять эти сны и фантазии, и проверить: насколько они сочетаются с реальностью. Т.к. гетеросексуалов могут возбуждать сны, например, но в реальном мире они никакого сексуального интереса к своему полу не исптывают.
twin_mirror
Apr. 18th, 2013 02:13 pm (UTC)
В случае с гомосексуальностью - важно принять эти сны и фантазии, и проверить: насколько они сочетаются с реальностью.

В каком ключе понимать "проверить"? Понятно,например что эротический сон,неважно гетеро или гомосексуальный он иногда имеет не только эротическую подоплеку, но и "разобраться в себе" тоже важно.То есть как отделить одно от другого, то ли это "просто сон" а то ли проявление подавленного желания? Ведь,изначально, человек в ужасе от того что ему такое снится,и уже изначально считает что это неправильно. Но как разобраться неправильно ли это по принятым и воспитанным для него социальным законам (но биологически естественно для данного индивида),или это не имеет к реальным его сексуальным потребностям никакого отношения? Или такого рода анализ невозможен "изнутри" и потребуется помощь и консультации специалиста-профессионала?

По поводу сексуальных снов с недопустимым в реальности объектом, я слышала такое мнение,что это может свидетельствовать о подавляемой агрессии к тому кто снится или испытываемой подавленной агрессии со стороны того,кто снится. Можете прокомментировать есть ли в этом мнении зерно истины?

Edited at 2013-04-18 02:14 pm (UTC)
(Deleted comment)
tumbalele
Apr. 18th, 2013 07:20 pm (UTC)
Культура медитации не имеет отношения к смешению фантазий и реальности. И в других культурах существовали и существуют явно или неявно очерченные границы между фантазией и действительностью.

"Все открытия рождаются как фантазии, в которые никто не верит :)" - эта ваша фраза не о смешении фантазии и реальности. А как раз о том, что это - разные явления.
(Deleted comment)
tumbalele
Apr. 18th, 2013 07:21 pm (UTC)
"Вы не поверите - нет таких мыслей! Я опять не нормален? :)"

Вы демонстративно-нормальны.
liliya_ikonska
Apr. 19th, 2013 07:54 pm (UTC)
Ну зачем же так сразу) может, он просто всем вообще все рассказывает))))
one_green_bean
Apr. 18th, 2013 08:40 pm (UTC)
ух! уже не первый раз отмечаю, что ваши посты появляются в очень подходящее для меня время:) этот - как раз после сессии с терапевтом, посвященной эротическому переносу (эти мысли я вроде бы себе не особо запрещала, но вот сказать о таком - ужас-ужас); пост про травлю - как раз после того, как эта тема стала актуальной на работе (работаю в школе).

спасибо!
tvaltvadthe
Apr. 23rd, 2013 02:50 pm (UTC)
Интересная тема. Спасибо что её подняли.
perepertoz
Apr. 26th, 2013 01:18 pm (UTC)
"иногда меня посещают мысли, о которых я бы никогда никому не рассказал"
эээ ... а если у меня есть человек, котрому я всё рассказал (и это не мой психотерапевт) - то мне можно отвечать "нет" ?
tumbalele
Apr. 26th, 2013 01:23 pm (UTC)
А вы еще получше подумайте про собственные мысли и желания :))
perepertoz
Apr. 26th, 2013 02:14 pm (UTC)
ээээ ..... что тут сказать ... все — это действительно все.
ОК, - всё что было на момент последней встречи (не буду же я бегать рассказывать каждый раз, когда что-то эдакое приходит в голову).

PS: или это намёк на бедность моей фантазии ? :D
tumbalele
Apr. 26th, 2013 08:40 pm (UTC)
Нет, это намек на то, что у нас есть и неосознаваемый пласт психики, и что думать о том, что мы все про себя знаем и чувствуем - не совсем верно.

Поэтому самая корректная формулировка будет такая: "Я думаю (или мне кажется), что у меня нет мыслей и чувств, которые я бы никому не рассказал". Вот тут спокойно и честно можно отвечать "да". Потому что когда начинаешь раскапывать это самое бессознательное, нередко вылезает много чего.
perepertoz
Apr. 27th, 2013 10:17 am (UTC)
ок. возьму на заметку :)
Артём Щукин
May. 4th, 2013 06:01 am (UTC)
Илья, я вот сейчас подумал... какое же ужасное внутреннее давление испытывают последователи некоторых религий, в которых жесточайшим образом регламентируется правильные и неправильные чувства, хорошие и плохие мысли! Какое надругательство над собой. Выходит, шанс психических расстройств и психосоматических заболеваний или преступлений среди таких людей намного больше? Или тут все опять же индивидуально?
tumbalele
May. 4th, 2013 06:57 am (UTC)
Артем, хорошо бы статистику понаблюдать по соотношению психических расстройств у религиозных, просто верующих и атеистов... Тогда можно было бы говорить не голословно. Но предположить можно, что уровень невротизации точно выше у религиозных, чем у просто верующих и атеистов.
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

сепия
tumbalele
Илья Латыпов

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com