?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Девятого мая мы победили!»… Нет, не «мы». Победили наши деды и прадеды.

«Мы победили один на один в борьбе с фашизмом!»… Нет: победила коалиция союзников.

«Мы освободили страны Европы!»… А точнее: советские войска изгнали нацистов из европейских стран…

Наши деды и прадеды в составе советских войск вместе с другими союзниками по коалиции разбили нацистскую Германию и ее союзников, и очистили от их власти территорию Восточной и Центральной Европы. Этим самым предотвратив воцарение самого жестокого политического режима в современной истории, а вместе с этим – собственное уничтожение и превращение в рабов. Это не подростковое «мы в одиночку разбили Германию и освободили Европу!»

Мне нравится праздник 9 мая, но я не люблю настоящую истерию, которую нагнетают в СМИ и в блогах вокруг него. Я рассказываю дочкам о войне, о Гитлере и о том, что мы празднуем – в такой тональности, в какой описал выше. Меня до глубины души трогает песня А.Розебаума «А может, не было войны». В ней воплощено мое личное восприятие праздника. В котором нет истерического «мы!!!». А есть я, есть история и ее беспощадные, но так и не усвоенные уроки… Есть грусть, есть уважение и гордость. Радость? Ее мало. С момента победы прошло достаточно много времени, чтобы помнить, но чтобы не впадать в эйфорию так, как будто этот день – тот самый, первый... А если страна отчаянно обращается к прошлому, чтобы впадать в ликование – то, мне кажется, что-то не так в стране, в которой прошлое – вечно живо и актуально. Как спортсмен, лучшие дни которого позади, постоянно возвращается в памяти к дням своего самого значительного триумфа, и пытается вспомнить – отчаянно вспомнить - тот восторг, который охватывал его тогда. Так можно заглушить тоску от того, что эти победы остались в прошлом.

Может быть, эйфорию от Победы нужно оставить дедам и прадедам. И просто попытаться быть достойными их подвигу. И не пытаться «примазаться» к ним через это обезличенное «мы». Если оставить Победу дедам, а себе - память… Тогда что остается для гордости?

promo tumbalele february 13, 2013 16:48 236
Buy for 500 tokens
Ощущение душевной близости мужчины и женщины может быть настолько непереносимым, что мужчина и женщина начнут заниматься сексом, чтобы избежать переживания близости . Такой вот парадокс. Секс стал настолько обыденным делом, а для мужчин — чуть ли не обязательным — что проще…

Comments

( 41 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
ripe_berry
May. 7th, 2013 04:16 am (UTC)
Да, именно так.
veter_samum
May. 7th, 2013 04:44 am (UTC)
Хочется только поддакнуть. А песня хорошая, очень в тему к этому празднику.
voki
May. 7th, 2013 06:30 am (UTC)
Лучше и не сказать!
Прямо мои чувства и отношение к этому, наконец, преобразовались в слова...
Спасибо!
ran_ger
May. 7th, 2013 06:41 am (UTC)
про войну и типа победу
Война, Варвара Андреевна, — ужасная гадость. На ней не бывает ни правых, ни виноватых. А хорошие и плохие есть с обеих сторон. Только хороших обычно убивают первыми.
«Турецкий гамбит». Роман. Б.Акунин.1998 г.

В разные годы, с разными людьми у меня случались разговоры о войне. Мне было интересно послушать участников событий. Типа «окопной правды». А она была разная, эта правда. Сегодня о ней.

(тексты привожу по памяти, передавая общую суть)

Белоруссия. Отец моего сослуживца:
«…Немцы когда проходили мимо деревни, мы все стоим, смотрим. Мы таких откормленных коней и не видали. При немцах мы зерном запаслись впервые. А потом наши пришли, опять все отобрали… Сначала партизан не было. Потом появились. Собирали с деревень продукты и все что плохо лежит. Зимой по дорогам ставили голых замороженных немцев с табличками: до Берлина столько - то километров. Немцы зверствовать начали за помощь партизанам…».

Тверь. Медсестра. Психиатрическая больница. :
«…Немцы психическибольных заставили умервльщать уколами. А когда уколов не хватило - всех расстреляли. И полуживых закопали. Несколько дней земля шевелилась…».

Тверь. Мой дед Юра.:
«Я пацаном был. Немцев не видел. У нас в деревне итальянцы стояли. Нормальные, веселые. Каждый вечер танцы были. А эсэсовцев все боялись. О них жуткие слухи ходили…».

Крым. Севастополь. Знакомая знакомого.:
«…Бабушка наша у одного важного немца секретарем работала. Он ей на память блюдо немецкое красивое подарил. Оно до сих пор у нас хранится...»

Крым. Бабушка жены друга.:
« …Главные негодяи это румыны были. Они грабили, воровали все, что мы не успевали спрятать. На них ходили жаловаться в немецкую комендатуру. Немцы румынов за мародерство расстреливали…».

Крым. Дедушка товарища.:
«…Дали мне вести в тыл 10 немцев пленных. А наступление идет… Думаю, как бы от своих не отстать. Ну завел их под мост и расстрелял. И побежал свою роту догонять…».

Крым. Севастополь. Из рассказа Алика, другана и историка.:
«…в этих каменоломнях госпиталь наш располагался. Раненых много очень было. И там же склад боеприпасов и прочей военной херни. При отступлении один чувак это все вместе и взорвал. До сих пор жив. Вроде как Героя дали….».

Латвия.Рига. Отец товарища. :
«…Когда красные пришли после присоединения, у нас вся улица в Сибирь уехала. Когда немцы отступали, все кто в деревнях жили, почти все стали партизанить против красных. Хотя немцы постреляли тоже очень много народа. Но красных больше боялись….».

Москва. Анатолий Сергеевич. Почетный чекист.:
«…Мы когда в концлагерь вошли, то чуть с ума не посходили. Горы трупов, точнее скелетов…Мы ни немцев ни поляков не щадили долго, зверствовали конечно. Кроме Польши ведь нигде не было таких лагерей. Потом сказали - поляков не трогать…».

Ну вот как то так. Не все, но вот это мне особенно запомнилось.

Конечно, у каждого есть свои истории. Но суть то в том, что все мы одинаковые. Есть в любом народе уроды, есть нормальные люди. Но война сама по себе – это уродство. И нет прощенья тем, кто запудривает людям мозги, заставляя воевать, становиться животными ради каких то «наивысших» целей.
И нельзя их оправдать. Никогда.

P.S.
Белорусский писатель Василь Быков:
"...Был славный старик, бывший партизан-подрывник, имел много наград, которых, кстати, никто на его груди не видел. Однажды, в День Победы, кто-то его спросил, почему он не носит орденов, на что старик ответил: "На подушках понесут перед гробом"....".
Vica Eu
May. 7th, 2013 09:28 am (UTC)
Re: про войну и типа победу
Согласна с вами абсолютно.
Гордиться нечем, только скорбеть о погибгших без вины за чужие амбиции.
annok
May. 7th, 2013 06:54 am (UTC)
9 мая - День скорби по погибшим.
Победу они сделали наши деды и бабушки, ваша правда.
zirka15
May. 7th, 2013 07:28 am (UTC)
Вы пишете все на первый взгляд правильно. По логике. Но сердцем я думаю по-другому. Я воспринимаю свой род как часть себя, на физическом уровне :-). Там двое погибших с маминой стороны и папин отец, который дошел до Берлина с орденом Славы.. Их Победа - это и моя Победа, а мои победы - это и их победы..Если я буду думать об этом отдельно от себя, я стану намного слабее..Это как отрезать корни.
tumbalele
May. 7th, 2013 07:35 am (UTC)
Я пишу не по логике, а как сам чувствую. Для меня как раз присвоение Победы является умалением подвига предков. Они - это не я. И в том, чтобы признать Победу не своей, а своих дедов-прадедов, я не вижу отрезания корней. Просто каждому поколению - свои подвиги. А если их нет?...
(no subject) - zirka15 - May. 7th, 2013 07:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - zirka15 - May. 7th, 2013 07:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - plus_a - May. 12th, 2013 10:50 pm (UTC) - Expand
sheric
May. 7th, 2013 07:52 am (UTC)
Спасибо! Я тоже с вашим постом согласна.
shoppwithme
May. 7th, 2013 07:58 am (UTC)
как вы думаете с какого возраста ребенку можно рассказывать о войне, в смысле не про то что мы победители, а про то как это страшно в подробностях что было?
tumbalele
May. 7th, 2013 09:33 am (UTC)
В подробностях - лучше ближе к подростковому, лет в 12. А в общем - можно и с первого класса.
maggi08
May. 7th, 2013 08:51 am (UTC)
как хорошо вы написали. подписываюсь под каждым вашим словом
koolamesa
May. 7th, 2013 08:57 am (UTC)
Скорее не согласен.

Мне, как представителю народа, который попал под немецкую оккупацию ВЕСЬ, война и девятое мая переживается несколько по-другому. Это, скорее, дата завершения чудовищного ужаса. Что-то вроде "наконец-то это кончилось". И, сразу же, такое же сильное чувство благодарности к тем, кто этот ужас завершили.

Думаю, уже для моих внуков этот праздник будет другим, но для меня - пока так.
tumbalele
May. 7th, 2013 09:16 am (UTC)
Но как благодарность переживается? Как "мы победили" или как благодарность тем, кто победил? Я ж не про отрицание праздника.
(no subject) - koolamesa - May. 7th, 2013 10:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - May. 7th, 2013 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - koolamesa - May. 7th, 2013 01:00 pm (UTC) - Expand
marina_nif
May. 7th, 2013 09:15 am (UTC)
Как добрый пост... Мне стыдно говорить это "мы" в контексте 9 мая. Что сделали МЫ? Лично Я?
Разве могу я примазываться к боли моей бабушки, моего деда, всего того поколения с поломаными судьбами?
volja
May. 7th, 2013 09:22 am (UTC)
Я вообще не особо понимаю, как можно праздновать какую-то победу. Ведь по сути это была не Победа, а катастрофа, если посмотреть по тому количеству людей, которые погибли и по тому как советское командование относилось к своим солдатам. В этот день было бы уместно устраивать не парады и салюты, а вечера памяти. Мне в этом нравится пример Израиля. Там не празднуют ни одной победы. У них есть День памяти Катастрофы и День памяти павших ( погибших солдат в войнах за независимость). И всё.
tumbalele
May. 7th, 2013 09:26 am (UTC)
Я-то как раз думаю, что именно эта победа - имеет право на то, чтобы праздновать ее. Даже несмотря на чудовищную цену. Я против надувания щек и разгула псевдопатриотического пафоса.
(no subject) - koolamesa - May. 7th, 2013 10:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - May. 7th, 2013 11:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - koolamesa - May. 7th, 2013 01:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - volja - May. 7th, 2013 02:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - koolamesa - May. 7th, 2013 02:39 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - koolamesa - May. 10th, 2013 05:19 pm (UTC) - Expand
nata_land
May. 7th, 2013 10:58 am (UTC)
Да уж, страна в безнадеге. Типа, дементоры окружили. ( см. Гарри Поттер) Вот и вызываем "Патронуса" , ликуя о старинной великой победе, чтобы дементоров отогнать... :))) Я солидарна с Вами, Илья, но с маленькой поправочкой. Своим детям я всегда напоминаю, что именно их прадеды ( фото и ордена прилагаются) - соавторы этой победы. Не деды и прадеды вообще, а конкретные деды и прадеды нашей семьи.
Эйфорию от сего факта ощутить трудно, но зато получаешь кое-что другое.... корневое, глубинное : "Надо будет - мы тоже сможем преодолеть беду, как деды и прадеды!" Мы такие человеки, и нам есть в кого быть сильными!
Как-то так...
white16
May. 7th, 2013 11:42 am (UTC)
Спасибо, именно то, что я и думаю. А еще очень противно, когда начинают пренебрегать жертвами и вкладом союзников - мол, без них бы справились, и вообще они там ерундой занимались. Как раз вот я об этом и писал: http://white16.livejournal.com/210147.html
tumbalele
May. 7th, 2013 12:02 pm (UTC)
Да, мне тоже не нравится пренебрежительное отношение к союзникам.
galzakovna
May. 7th, 2013 12:45 pm (UTC)
О роли союзников я знала всегда - дед был военным лётчиком, перегонял из Америки самолёты по лендлизу, оставил воспоминания...
А так... Была моложе - меня сильно бесило как раз "бряцание кимвалами" и ура-патриотизм. Сейчас при мысли об этом празднике просто слёзы наворачиваются на глаза.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 41 comments — Leave a comment )

Profile

сепия
tumbalele
Илья Латыпов

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com