?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Изменяется ли со временем национальный характер? Или же менталитет, как воплощение стереотипов мышления и поведения больших этнических групп, настолько устойчив, что никакие исторические события не в состоянии пошатнуть его? С одной стороны, немцев в начале XIX века считали романтическими разгильдяями и мечтателями, но уж никак не фанатичными милитаристами и приверженцами «орднунга», которые стали неотъемлемой чертой образа немца к концу того же столетия. С другой, какой бы социальный строй ни бытовал в России, все равно получалось что-то очень похожее на монархию с боярами и крепостными.


Задавшись похожими вопросами, американские социальные психологи взялись за изучение психологических особенностей потомков ирландцев, которые мигрировали в США на протяжении всего XIX столетия, и особенно во время Великого голода в Ирландии 1845-1849 годов, когда в Америку уехало около 1,5 миллионов (!) человек (к началу XX столетия население Ирландии было в два раза меньше,чем в середине XIX). В настоящее время потомками ирландцев себя называет около 40 млн. человек, в том числе и такие семьи, как Кеннеди и Клинтоны. Психологов интересовало следующее: сохранили ли потомки ирландцев какие-либо специфические черты в поведении?

В 1840 году мэр Бостона в частной беседе так высказался про ирландцев: «они являются расой, которая никогда не смешается с нашей, а напротив, навсегда останется отделенной и враждебной». Ирландцам приписывали следующие характеристики: алкоголики, недисциплинированные и ленивые работники, агрессивные, суеверные, глупые, склонные к вандализму люди. Из позитивных характеристик называлась музыкальная одаренность, умение красиво говорить, жизнерадостность. Ирландцы были аутсайдерами в американском обществе, и даже в разгар Великой Депрессии (1929 – 1933) работодатели писали на вакансиях о приеме на работу: «ирландцам просьба не беспокоиться».

В 1980-е годы ситуация http://gdb.rferl.org/F5ADAC2F-74B4-49B8-96E3-05B2FFF7A9E6_mw1024_n_s.jpgоказалась следующая: потомки ирландцев входили в состав правления Бостона, их уровень образования, доход и коэффициент интеллекта был выше, чем средний показатель по США. Сохранились ли какие-либо особенности поведения ирландцев, которые были в XIX веке? Социальный психолог Т.Сауэл, подняв статистику, считает, что можно выделить только две из них: умение красиво говорить (среди американских литераторов очень большой процент потомков ирландских эмигрантов) и склонность к алкоголизации (уровень заболеваний, связанных с алкоголем, среди ирландцев в 25 раз выше, чем среди потомков выходцев из Италии, и в 50 раз выше, чем среди евреев). Почему сохранились именно эти две особенности, а такие, как «лень», «агрессивность» и др., которые считались неотъемлемой чертой характера ирландцев, исчезли? По мнению классиков социальной психологии Л.Росса и Р.Нисбетта, это связано с тем, что упомянутые особенности были связаны с экономическим и политическим положением Ирландии и с обусловленным этим положением (очень сложным, а в определенные годы – бедственным) комплексом поведенческих реакций. В ситуации, когда от тебя ничего не зависит, а все попытки что-либо изменить раз за разом подавлялись (в случае с ирландцами — англичанами), алкоголь — популярный способ совершить личное бегство из окружающей тюрьмы и справиться с ощущением бессилия. Когда внешняя ситуация изменилась, постепенно изменились и стереотипы поведения, связанные с нею, в отличие от тех особенностей, которые не были обусловлены внешними причинами. Прием алкоголя – культурно обусловленный способ справляться с личными жизненными трудностями. Пить или не пить — это вопрос индивидуального выбора, а вот если тебе просто не дают работать или забирают последнее, то это уже вопрос социальный, вопрос устройства общества, в котором это возможно.

Интерес у социальных психологов вызвала и специфика менталитета афроамериканцев. В отличие от ирландцев, их предки, африканские рабы, были не только выходцами из принципиально иной цивилизации, но и принадлежали иной расе, что усиливает восприятие другого как «чужака». Американская исследовательница М.Собель отметила существенную разницу в менталитете жителей американского Севера и Юга. В частности, в культуре Юга доминирует экспрессивность, эмоциональность в поведении считается нормой, тогда как для Севера более характерна установка на сдержанность. Особенно ярко эта эмоциональность видна в различных формах религиозного самовыражения. «Так называемый «экстатический» подход к религии, состоящий в живом проявлении эмоций и даже одержимости, представляет собой прямое заимствование африканских практик»

vc007203Как и в случае с ирландцами, на поведение афроамериканцев сильное влияние оказали экономические и социальные условия, в частности, рабство. Т.Сауэлл и др. американские антропологи отмечали, что рабство и расовая сегрегация вплоть до настоящего времени определяют пренебрежительное отношение к работе и приобретению трудовых навыков в городских негритянских кварталах. Положение меняется с трудом. Отличие ситуации афроамериканцев и ирландцев очевидно. Причины этого в том, что ирландцы, во-первых, выросли в той же цивилизационно-культурной общности, что и американцы; во-вторых, по статусу они не были рабами и их не подвергали по этой причине длительной сегрегации; в-третьих, как уже говорилось, расовые отличия афроамериканцев усиливали неприятие их в среде белых американцев. Стереотип афроамериканца в сознании «белых» мало изменился с XIX века. Отмечу, что Барак Обама — не из потомков рабов, и его менталитет — не типично афроамериканский.

Итак, мы можем предположить, что менталитет, как совокупность идей, верований, традиций и морали, определяющих восприятие и поведение представителей этнической группы, не является величиной постоянной. Под влиянием различных факторов он изменяется, сохраняя те формы поведения и восприятия реальности, которые не зависят от внешней ситуации и являются результатом личного выбора (на которой влияют культурные традиции). По словам социальных психологов Л.Росса и Р.Нисбетта, «вряд ли можно распознать местечковых евреев в их уверенных и пользующихся социальным признанием потомках, населяющих студенческие городки и восседающих за столами советов директоров компаний, хотя дух учености и прагматизма, заложенный в еврейскую религиозную и торговую традицию две тысячи лет назад, легко уловим в любой группе западных евреев и сегодня (про дух учености евреев - здесь). Грязного и невежественного ирландца сегодня трудно найти по обе стороны Атлантики, хотя у них по-прежнему сохраняется традиция великолепного владения языком, а алкоголь все еще остается предписываемым культурой средством борьбы со стрессом и печалью».

Получается, что для того, чтобы изменить поведение масс и внести коррективы в менталитет, необходимо заниматься самыми что ни на есть прозаическими вопросами налаживания быта, создания конкретных условий для экономической и политической активности, и делать это в течении длительного времени и не меняя правил, а не «возрождать духовные скрепы» и заниматься прочим духовно-нравственным словоблудием. Вслед за бытием начинает меняться и коллективное сознание. А духовно-нравственное развитие, как тесно связанное с личным выбором и совестью, возможно только на индивидуальном уровне. Когда им начинает заниматься государство, то можно предположить, что со своей основной задачей оно точно не справляется.

Основной источник: Л.Росс, Р.Нисбетт. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М., 1999.

promo tumbalele february 13, 2013 16:48 236
Buy for 500 tokens
Ощущение душевной близости мужчины и женщины может быть настолько непереносимым, что мужчина и женщина начнут заниматься сексом, чтобы избежать переживания близости . Такой вот парадокс. Секс стал настолько обыденным делом, а для мужчин — чуть ли не обязательным — что проще…

Comments

( 68 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
aleks_denisof
Oct. 26th, 2013 07:43 am (UTC)
"ирландцы, выросли в той же цивилизационно-культурной общности"?
Религия в Ирландской республике исторически играет важную роль в обществе. Основной религией традиционно является католицизм латинского обряда.
Ирландцы - католики среди протестантов в США и тем отличаются от своих соседей англичан. Католики, потому и аутсайдеры. Все в руках бога, которому они служат. Католики по наследству, через семью.
По мере выхода из диктата католицизма, ирландцы в США стали жить лучше.
tumbalele
Oct. 26th, 2013 08:18 am (UTC)
Тем не менее, цивилизация одна, при всех отличиях. Кроме того, в США, насколько я знаю, ирландцы остались католиками.
(no subject) - aleks_denisof - Oct. 26th, 2013 08:25 am (UTC) - Expand
nata_land
Oct. 26th, 2013 07:54 am (UTC)
Строго по Марксу.;) Классик учил, что бытие определяет сознание. И ведь трудно спорить!:) Единственная корректива, которую я осмелилсь бы предложить титану мысли: бытие определяет сознание МАСС. А вот в отдельных случаях бывают исключения.;)
(no subject) - snjwd - Oct. 26th, 2013 11:13 am (UTC) - Expand
zmeygor
Oct. 26th, 2013 08:06 am (UTC)
На тему последнего есть гениальная карикатура:
tumbalele
Oct. 26th, 2013 08:18 am (UTC)
Чудесно :)
gatta_bianka
Oct. 26th, 2013 08:17 am (UTC)
Буквально только что прочитала еще пару описаний национальных характеров http://vzhdanov.livejournal.com/681944.html
Эти видовые различия существовали очень давно, остаются сейчас и, скорее всего, будут еще многие годы. Разве что крупномасштабные миграции сотрут все границы и различия.
tumbalele
Oct. 26th, 2013 08:21 am (UTC)
Прекрасная сравнительная характеристика :)) Хотя, по моему убеждению, неверная.
kassandra_1984
Oct. 26th, 2013 08:25 am (UTC)
Да беда-то вся в том, что с "прозаическими вопросами налаживания быта, создания конкретных условий для экономической и политической активности" государство тоже, при всем желании, справиться не может. Ваши американцы исследовали изменения национального характера не в естественных условиях собственной государственности, но в результате попадания в другую среду и ее серьезного воздействия. Так что их выводы не дают представления о собственной динамике изменений национального характера (хотя такие изменения, конечно же, есть).
tumbalele
Oct. 26th, 2013 08:54 am (UTC)
Эти исследователи еще изучали ситуацию внутри США, в районах гетто и многоквартирных домов, вносили изменения во внешнюю ситуацию и получали любопытные результаты - поведение людей менялось в зависимости от изменения внешних параметров.

Почему нельзя изменить внешнюю среду в конкретно взятом государстве?
(no subject) - kassandra_1984 - Oct. 26th, 2013 09:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Oct. 26th, 2013 09:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - kassandra_1984 - Oct. 26th, 2013 09:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - m_arch - Nov. 2nd, 2013 05:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Nov. 2nd, 2013 05:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - m_arch - Nov. 2nd, 2013 06:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Nov. 2nd, 2013 06:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - ext_2230233 - Nov. 2nd, 2013 05:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Nov. 2nd, 2013 05:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - ext_2230233 - Nov. 2nd, 2013 06:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Nov. 2nd, 2013 06:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - ext_2230233 - Nov. 2nd, 2013 07:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Nov. 2nd, 2013 07:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - ext_2230233 - Nov. 2nd, 2013 07:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Nov. 2nd, 2013 09:41 am (UTC) - Expand
ni_kolenka
Oct. 26th, 2013 08:25 am (UTC)
Ну да, в концов приходим к общизвестному: бытие определяет сознание. Но дальше, наверно, было бы логично перейти к тому, какие черты национального менталитета внебытийны. То есть без идеализма все равно не обойтись :).
Я преподаю студентам такую дисциплину как "Математические модели трансформационной экономики". После того как на первых занятиях я рассказываю об особенностях переходной экономики, проходит семинар, на котором они должны выбрать один из типов современных рыночных экономик, описать его и сделать вывод, может ли эта экономика быть взята в качестве конечной точки перехода для Украины. Что интересно, очень часто для анализа выбирается экономика Японии. Однако, когда делают вывод о приемлемости модели для нашей страны, все говорят, что не годится, и называют одинаковую причину - разница в менталитете. А вот теперь я могу возражать им, что менталитет тоже меняется :).
tumbalele
Oct. 26th, 2013 09:00 am (UTC)
Менталитет японцев XX века уже не идентичен менталитету японцев XIX века - слишком большие перемены, хотя, разумеется, есть общие черты. А уж что было до XIII века, до того, как самураи прочно заняли власть! :))

Но не думаю, что японская модель экономики может быть пересажена на украинскую почву. Дело ведь еще и в окружающей среде, а Украина - это не Япония, стиснутая морем и горами. Играют значение и исторический опыт (очень разный), и еще многое другое... Выше верно отметили: одно дело с приспособлением конкретных людей или групп людей к новой культуре (американские японцы - это уже другие люди, по сравнению с японскими японцами), а другое дело - с трансформацией культуры на традиционном месте существования. Так что все сложно :)
raoul_duke23
Oct. 26th, 2013 08:59 am (UTC)
Бытие определяет сознание. Совершенно верно, причем это работает не только на массовом, но даже на индивидуальном уровне. Сужу по себе, в 90-е например вполне мог утащить что плохо лежит, особенно если "ничье", сейчас это абсолютно недопустимо. Пить перестал, курить тоже. Причина одна - наладился бытовой уровень.
ext_2230233
Nov. 2nd, 2013 05:56 am (UTC)
Скорее не бытовой, а духовный. Пьют и курят, чтобы отвлечься убежать мысленно от реалий. И выйти из вороватого стада, почувствоватьсебя личностью. На вас просто перестали давить.
(no subject) - raoul_duke23 - Nov. 2nd, 2013 06:37 am (UTC) - Expand
_stilgar
Oct. 26th, 2013 01:56 pm (UTC)
Вот тут вопрос - если рассматривать ментлитет, как черный ящик, в котором на входе - условия, на выходе - поведение.

Мы зафиксировали, что с изменением входа - меняется и выход. Откуда тут следует, что поменялся сам черный ящик?
tumbalele
Oct. 26th, 2013 02:10 pm (UTC)
Потому что человеческое поведение не сводится к условным рефлексам.
(no subject) - _stilgar - Oct. 26th, 2013 02:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Oct. 26th, 2013 02:33 pm (UTC) - Expand
eolika
Oct. 26th, 2013 08:38 pm (UTC)
Можно какой-нибудь пруф, из которого станет видно, что "немцев в начале XIX века считали романтическими разгильдяями и мечтателями"?
Мы тут с товарищем спорим, он говорит:"Их считали грубыми потомками варваров, любителями сосисок с капустой и иной, грубой, пищи (которую они, кстати, и в самом деле любят), любителями оружия, любителями ходить строем и орать хором. "
tumbalele
Oct. 26th, 2013 09:49 pm (UTC)
Ваш товарищ говорит о Пруссии и прусском поведении, тогда как германские княжества к Пруссии не сводятся.

К сожалению, пруф скинуть не могу, так как читал статью по межэтническому восприятию несколько лет назад и она была в бумажном варианте. Меня тогда как раз поразил этот контраст тогдашнего восприятия немцев по сравнению с более поздним, это и врезалось в память, вместе с несколькими выписками... Если найду - выложу ссылку здесь.

Можете задать вашему приятелю вопрос: сможет ли он вспомнить великих немецких (не прусских!) завоевателей и любителей орднунга в период с XVII по XIX век? А сколько можно вспомнить философов, композиторов, писателей-романтиков?
(no subject) - eolika - Oct. 26th, 2013 09:50 pm (UTC) - Expand
aleks_denisof
Oct. 27th, 2013 05:44 am (UTC)
Бытие влияет на сознание, а сознание на бытие.
На свой личный вопрос, почему я вырос таким, иным, с про-западным индивидуалистичным менталитетом, я пришел к выводу: у меня в детстве была своя личная отдельная комната и нестрогие родители.
maria_gorynceva
Oct. 27th, 2013 08:07 am (UTC)
То есть получается, Илья, что вы стоите на вполне такой марксистской позиции? ("Марксизм", если что - это не ругательство у меня, это просто обозначение определённой парадигмы).
tumbalele
Oct. 27th, 2013 12:43 pm (UTC)
Я бы называл ее не "марксистской", а "полевой", от теории поля К.Левина.
(no subject) - maria_gorynceva - Oct. 27th, 2013 01:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maria_gorynceva - Oct. 27th, 2013 01:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Oct. 27th, 2013 01:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maria_gorynceva - Oct. 27th, 2013 05:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Oct. 27th, 2013 08:15 pm (UTC) - Expand
Шёпотом) - maria_gorynceva - Oct. 28th, 2013 06:45 pm (UTC) - Expand
Re: Шёпотом) - tumbalele - Oct. 28th, 2013 09:21 pm (UTC) - Expand
magpie73
Oct. 27th, 2013 08:26 pm (UTC)
Браво! Очень здорово разобрано.
А еще у ирландцев в генотипе - больше генов,связанных со склонностью к авантюризму. Это не я,профан, говорю - Марков akamacroevolution Вот интересно, почему?;-)
tumbalele
Oct. 27th, 2013 08:31 pm (UTC)
Ну так авантюристы и выживали в тех условиях, в которых они жили :) Естественный отбор.
(no subject) - magpie73 - Oct. 27th, 2013 08:35 pm (UTC) - Expand
traktorbelarus
Nov. 2nd, 2013 05:27 am (UTC)
бытие определяет сознание
gonchar
Nov. 2nd, 2013 05:39 am (UTC)
Чудесно. Настоящая псевдонаука.
"Итак, мы видим, что менталитет, как совокупность идей, верований, традиций и морали, определяющих восприятие и поведение представителей этнической группы, не является величиной постоянной. Под влиянием различных факторов он изменяется, сохраняя те формы поведения и восприятия, которые не зависят от внешней ситуации и являются результатом личного выбора (пусть даже на него и влияют культурные традиции)"

Мы видим? Нет. в науке это называется - "мы видели пример того, как..." Никакой разумной модели, никакого обоснования мы не видели.

Тем не менее - и что же мы видим?
БА! Мы видим, что "совокупность ... не является величиной постоянной"
Какой суровый вывод - вот никогда такого не подумаешь. Обязательно изучать поколения ирландских алкашей - просто взять, например, учебник (любой!) по истории России-СССР - это слишком просто, тут не напишешь учёной статьи.

А дальше-то, дальше - "Под влиянием различных факторов он изменяется, сохраняя те формы поведения и восприятия, которые не зависят от внешней ситуации и являются результатом личного выбора"
Супер! Кто бы мог подумать, что менталитет не может быть результатом выбора индивида - все же тупые рабы.
Но тут заковыристей - он - результат личного выбора. И НЕ изменяется.
Извините, просто псевдонаучный бред.

Но вывод-то каков, а?

"Получается, что для того, чтобы изменить поведение масс и внести коррективы в менталитет, необходимо заниматься самыми что ни на есть прозаическими вопросами налаживания быта, создания конкретных условий для экономической и политической активности, и делать это в течении длительного времени и не меняя правил, а не «возрождать духовные скрепы» и заниматься прочим духовно-нравственным словоблудием"

В школе надо учить простые вещи - тогда будет понятно, что

Из того факта, что некоторый метод Х решил задачу А и Б, не вытекает,
что задачу В не следует решать иным методом, и что метод Х непременно её решит.

Кошмар.
tumbalele
Nov. 2nd, 2013 05:45 am (UTC)
Судя по вашим эмоциям, статья не укладывается в вашу картину мира. Бывает. Тем более, что статьи вы не поняли.
(no subject) - gonchar - Nov. 2nd, 2013 01:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Nov. 2nd, 2013 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gonchar - Nov. 2nd, 2013 02:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Nov. 3rd, 2013 09:15 am (UTC) - Expand
ext_2230233
Nov. 2nd, 2013 05:44 am (UTC)
Бытие конечно определяет сознание. Но духовность считать склепами это просто не по человечески, а по скотски.
tumbalele
Nov. 2nd, 2013 05:46 am (UTC)
Какие склепы?
(no subject) - ext_2230233 - Nov. 2nd, 2013 06:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Nov. 2nd, 2013 06:01 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 68 comments — Leave a comment )

Profile

сепия
tumbalele
Илья Латыпов

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com