?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Принятие реальности

Принимать реальность очень сложно. Значительно проще стараться не обращать на нее внимания, играть в игры вроде «а я не такой» или «хочу быть другим». Другим быть не получится все равно, а вот прекратить чувствовать себя – можно. Собственно говоря, неудачные (всегда неудачные!) попытки быть тем, кем ты не являешься, приводят только к одному результату – перестаешь понимать и ощущать собственные желания.

Напряжение/тревога возникает из-за разрыва между тем, кто мы есть, и тем, кем мы хотим быть. Начинающий специалист, мало что пока понимающий в практической деятельности, имеет два варианта пути: признать реальность или же игнорировать ее, играя опытного профи. Тогда или «я ни черта не понимаю в том, что происходит, объясните мне, пожалуйста» или «ок, все процессы под контролем» (сопровождаемое нарастающей тревогой). Одна из задач человеческой лжи – прятать от реальности самого лжеца. Множество маленьких неправд и самообманов пронизывают нашу жизнь… Например, делаешь вид, что понял, что тебе говорят, и берешься отвечать, вместо того, чтобы просто признаться: «я не понял, что вы имели в виду». «Я пытаюсь объяснить этому дебилу, в чем он не прав» вместо «я просто унижаю его – мне это приятно». Страшно осознавать, что ты не такой хороший, каким себя рисуешь. Для этого осознания нужно сделать совсем немногое – обратить внимание на то, что ты в данный момент делаешь.

Вспоминаю такой случай. Двое оппонентов вступили в жаркий спор, который перешел в перебранку. В какой-то момент третий вмешивается в этот спор и интересуется у участников: чем вы прямо сейчас занимаетесь? Оппоненты дружно ответили: пытаемся убедить друг друга в правоте. Третий покачал головой: что вы делаете прямо сейчас? Вот ты – обращаясь к первому – что прямо сейчас говорил? Дословно? «Только идиоты читают его статьи» - вот фраза дословно. То есть что ты делаешь прямо сейчас? Ты доказываешь, что твой оппонент – идиот… Второй оппонент в этот момент заулыбался, но его тут же спросили: о чем ты подумал прямо сейчас? Он признался честно: «я решил, что идиот – как раз он…». Кто они в реальности? Оппоненты в научном споре? Нет. Два человека, которые доказывают друг другу, что они идиоты. Ничего больше.

Принцип обозначения реальности крайне прост: обратить внимание на то, что делаешь прямо сейчас. А не на то, что хочешь сделать или что планируешь.

Простое обозначение реальности нередко приносит облегчение – потому что высвобождаются силы, затрачиваемые на то, чтобы защищаться от нее. Например, выросшая дочь бесконечное количество времени, сознательно и бессознательно, пыталась доказать своей уже умершей матери, что она не проститутка, как ее называла «любящая» мать. Но раз доказываешь, что не… Что будет реальностью? «Я дочь, которая верит матери в том, что я – проститутка». А если еще проще? Сравните: «Я должна доказать матери и всем окружающим, что я не проститутка» и «Я верю в то, что я проститутка». В какой фразе больше напряжения и тревоги? А «я – не проститутка!» не является реальностью, это опять-таки желаемое… Кто же тогда мама, кстати? Это женщина, которая убеждает свою дочь в том, что она, дочь, проститутка. Ничего, кроме обозначения реальности. Никаких оценок, никакого самобичевания…

Рассматривая реальность, важно отличать констатацию фактов от интерпретаций. «Мой муж иногда бьет меня, когда выпьет, но потом обязательно просит прощения и обещает, что этого не будет. Так продолжается пять лет. Получается, что я женщина, которая верит мужу?». Да, это тоже часть реальности, но можно взглянуть с немного другого угла. «Я жена, которую муж обманывает пять лет». Немного иначе, правда?

Или, если взять профессиональную деятельность… Прошла неудачная сессия с клиентом, что-то явно не получилось… Можно стать «плохим психологом» (врачом, юристом, физиком, оратором…),а можно просто обозначить реальность: «Сейчас я психолог, который думает, что у него прошла неудачная сессия». Физик, у которого не сошлись подсчеты…

Другой аспект принятия реальности – принятие другого человека таким, какой он есть сейчас. Именно в этот момент. Павел Зыгмантович приводит такой замечательный пример: если муж, развалившийся на диване и не желающий ничего делать, заявляет, что ну вот такой он человек, и что его нужно принять таким, какой он есть, то так и сделайте. Кто он, какой он прямо сейчас, в настоящем? Мужик, лежащий на диване и не желающий ничего делать. И ничего больше – все остальное существует не в реальности, а в воображении (памяти, надеждах…) Немного подробнее об этом – в этом коротком видео от П.Зыгмантовича. Я думаю о том, что реальные изменения в поведении мужа могут произойти только тогда, когда он сам осознает себя таким, какой он есть сейчас…

Начало пути к переменам в своей жизни лежит не через желание этих перемен, а через констатацию того, что сейчас происходит в моей жизни, и что я делаю сейчас. Без оценок и без интерпретаций. Изменение происходит тогда, когда некто становится тем, кто он есть, но не тогда, когда он пытается стать тем кем он не является (А.Бейссер).

promo tumbalele february 13, 2013 16:48 236
Buy for 500 tokens
Ощущение душевной близости мужчины и женщины может быть настолько непереносимым, что мужчина и женщина начнут заниматься сексом, чтобы избежать переживания близости . Такой вот парадокс. Секс стал настолько обыденным делом, а для мужчин — чуть ли не обязательным — что проще…

Comments

( 76 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
hikiko_max
Nov. 28th, 2013 09:36 am (UTC)
Спасибо.
tumbalele
Nov. 28th, 2013 10:50 am (UTC)
Пожалуйста :)
very_str_woman
Nov. 28th, 2013 10:02 am (UTC)
Очень по-буддистки) Называется осознанность
tumbalele
Nov. 28th, 2013 10:04 am (UTC)
:) Скорее, по-гештальтистски.
c_bemol
Nov. 28th, 2013 10:24 am (UTC)
очень понравилась фраза
"попытки быть тем, кем ты не являешься, приводят только к одному результату – перестаешь понимать и ощущать собственные желания"

Я понимала, что постоянное подавление своих чувств приводит к тому, что перестаешь слышать и чувства, и желания - и теряешь себя. Но не связывала это так ясно с перфекционизмом - стремлением стать кем-то социально желательным, отвергая себя-неприемлемого - с такой мечтой не быть

Ведь изнутри эта оценочная зависимость кажется желанием быть, а не казаться - быть кем-то другим. Но для этого нужно предать себя - отказаться быть, невозможно ведь быть не-собой
tumbalele
Nov. 28th, 2013 11:20 am (UTC)
Re: очень понравилась фраза
Да, особенность перфекциониста - в подавлении себя-нежелательного.
Спасибо.
helaterna
Nov. 28th, 2013 10:33 am (UTC)
Любопытно. Но ведь по большому счёту любая работа над собой и есть попытка "стать тем, кем ты не являешься", разве нет? Что же получается, автор призывает отказаться от самовоспитания, самосовершенствования и прочих способов апгрейда собственной личности? Несерьёзно как-то...
Хотя если он имеет в виду, что это только первый шаг - тогда дело другое, тогда согласна полностью.
tumbalele
Nov. 28th, 2013 10:38 am (UTC)
Прежде ,чем что-то там перевоспитывать, нужно как следует понимать, что именно ты собрался перевоспитывать или совершенствовать :)
(no subject) - helaterna - Nov. 28th, 2013 10:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - dsolga - Nov. 28th, 2013 10:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Nov. 28th, 2013 10:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - helaterna - Nov. 28th, 2013 10:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - dsolga - Nov. 28th, 2013 11:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Nov. 28th, 2013 11:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - helaterna - Nov. 28th, 2013 12:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Nov. 28th, 2013 12:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - helaterna - Nov. 28th, 2013 12:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Nov. 28th, 2013 12:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - helaterna - Nov. 28th, 2013 01:49 pm (UTC) - Expand
dsolga
Nov. 28th, 2013 10:38 am (UTC)
по моим наблюдениям, если кто-то "заявляет, что ну вот такой он человек, и что его нужно принять таким, какой он есть" - он имеет в виду не столько принятие, сколько смирение с такой вот его сутью и снисхождение к ней.
такая путаница в толковании слова "принять" касается и разных других вещей. из контекста бывает ясно, что для одних "я не могу это принять" означает "не могу поверить в это, вписать в свою картину мира, не могу жить с этим", но для других "не могу сделать выбор в пользу этого, не согласен мириться с этим". то есть "принимаю" для последних означает, наоборот, "согласен с этим мириться".
из-за этого, как мне кажется, появляется дополнительное сопротивление реальности.
tumbalele
Nov. 28th, 2013 10:49 am (UTC)
Да, согласен. Популярный в свое время у девушек статус:"я такая как есть, и совсем не желаю меняться" :) Под этим понималось "или ты закрываешь глаза на все мои выкрутасы, или - вон, а сама я - леди совершенство, и никак тебе навстречу идти не буду".

Я под "принять" понимаю "учесть, не закрывать глаза на что-либо".
(no subject) - dsolga - Nov. 28th, 2013 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Nov. 28th, 2013 11:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - dankogvanxilton - Nov. 28th, 2013 11:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Nov. 28th, 2013 12:01 pm (UTC) - Expand
))) - dankogvanxilton - Nov. 28th, 2013 12:05 pm (UTC) - Expand
Re: ))) - tumbalele - Nov. 28th, 2013 12:09 pm (UTC) - Expand
Re: ))) - dankogvanxilton - Nov. 28th, 2013 12:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Nov. 28th, 2013 12:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dsolga - Nov. 28th, 2013 12:37 pm (UTC) - Expand
vsesiliy
Nov. 28th, 2013 11:10 am (UTC)
А еще мне кажется, что трудно принять реальность человеку с мифологическим или религиозным мышлением. Я в свое время воспринимал и обсуждал только ту информацию, которая подтверждала мои убеждения. Та, которая могла их разрушить - либо игнорировалась, либо осуждалась.

Все же трудно принять реальность "когда я умру, все на этом и закончится для меня".
pablo911
Nov. 28th, 2013 11:14 am (UTC)
насчёт реальности вспомнилось: "цель психотерапии в осознании клиентом о себе того что всем окружающим и так очевидно"
tumbalele
Nov. 28th, 2013 11:17 am (UTC)
:)) Кстати, немалая доля истины в этом есть.
twi1ightsparkle
Nov. 28th, 2013 11:59 am (UTC)
Не знаю кто вы, но задам вопрос в духе вашего поста - зачем вы его написали?
tumbalele
Nov. 28th, 2013 12:04 pm (UTC)
Для общения с читателями блога.
(no subject) - twi1ightsparkle - Nov. 28th, 2013 12:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Nov. 28th, 2013 12:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - twi1ightsparkle - Nov. 28th, 2013 12:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Nov. 28th, 2013 12:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - twi1ightsparkle - Nov. 28th, 2013 01:02 pm (UTC) - Expand
zmeygor
Nov. 28th, 2013 12:02 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно :) И ролик очень понравился)

Однако... Не готов согласиться с тем, что "быть тем, кем ты не являешься" это всегда и во всех контекстах плохо (у меня сложилось впечатление, что это один из посылов Вашего текста). Более того, с определённой точки зрения, стремление быть тем, кем не являешься это вообще едва ли не единственный катализатор изменений в человеке. Мы признаём, что нам необходимо какое-то отсутствующее качество - и единственный способ научиться этому качеству - это поступать так, как поступал бы человек, у которого оно было.

Например, именно преодолевая страх учатся мужеству, не так ли? Поступая так, как поступил бы в данной ситуации мужественный человек (и это при том, что раз уж эти размышления вообще появляются, значит у человека уже не хватает своих ресурсов для прохождения ситуации "с ходу"), т.е. по сути играя в игру "становясь тем, кем не являешься".
Аналогично всё и с многими другими вещами. Мы учимся чему-то примеривая на себя "чужие одёжки", которые пока ещё нам не в пору.

Здесь очень тонкая смысловая грань между тем, что обрисовали Вы и что пришло мне в голову, и беда в том, что оба варианта обозначаются примерно одними словами. Мне кажется, грань проходит по тому, насколько осознанно человек играет в эту игру "стань тем, кем ты не являешься". Если он осознанно использует это как инструмент развития отсутствующих у себя качеств (отдавая себе отчёт в том, что у него нет этих качеств) - это то, о чём пишу я. Если же для него это не осознанная игра, а самообман, маскирующий реальное отсутствие нужного качества, - это как раз то, что Вы описали. Т.е., да, это всё как раз об отношении к реальности :)

tumbalele
Nov. 28th, 2013 12:20 pm (UTC)
Спасибо за развернутый комментарий.

Я в целом не склонен к абсолютизации , т.е. согласен с тем, что в некоторых ситуациях быть не тем, кем ты являешься, может быть полезным. Но все же воспринимаю это как исключение из правила.

Вот, например, чувство юмора. Допустим, его у вас нет. Как, имитируя другого, можно это чувство юмора развить?

Что касается мужества... Мужество, на мой взгляд, появляется тогда, когда то желание чего-либо становится сильнее страха. Например, желание убить врага (ненависть) сильнее страха смерти. Или желание сохранить самоуважение сильнее страха перед орущим начальником - и т.п. То есть опять-таки копирование - это копирование, а подлинное мужество подразумевает обращение к себе и прояснение того, что для тебя важнее страха.
(no subject) - zmeygor - Nov. 28th, 2013 12:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - blood_again - Nov. 28th, 2013 03:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - Nov. 28th, 2013 08:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - blood_again - Nov. 29th, 2013 02:19 pm (UTC) - Expand
veter_v_yvah
Nov. 28th, 2013 01:16 pm (UTC)
Только недавно начала нащупывать для себя разницу между перфекционизмом (которым страдаю) и стремлением к развитию: быть самой (список из 186 пунктов) мне надо, чтобы заслужить чье-то хорошее отношение или внушить себе чувство безопасности, а развитие происходит, когда хочется чему-то интересному научиться, или просто делаю то, что мне нравится, и постепенно развиваюсь в этом.
И все равно, желая, например, понравиться другому человеку, вместо того, чтобы просто идти и налаживать с ним контакт, достаю свой список перфекциониста и пытаюсь воплощать в жизнь по пунктам)

Не по сабжу: как владельцу нетбука, мне стало гораздо удобнее читать Ваши посты с уменьшенным шрифтом) Спасибо)
oksanasmirnova
Nov. 28th, 2013 01:20 pm (UTC)
Спасибо, Илья! Очень хороши примеры, которые помогут возвращать себя в реальность. Мне такой переход от эмоций к логике всегда помогает.
tumbalele
Nov. 28th, 2013 09:07 pm (UTC)
Оксана, я думаю, что здесь точнее было бы не от эмоций к логике, а от автоматических реакций к осознанным (эмоции-то сохраняются, просто появляются другие реакции. Например, осознание того, что некий человек обманывает тебя уже пять лет, хорошо способствует исчезновению вины и появлению злости :)).
(no subject) - oksanasmirnova - Nov. 29th, 2013 06:07 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(no subject) - tumbalele - Nov. 28th, 2013 08:58 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - tumbalele - Nov. 29th, 2013 06:45 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
tumbalele
Nov. 28th, 2013 08:59 pm (UTC)
Спасибо :)
(Deleted comment)
tumbalele
Nov. 28th, 2013 09:00 pm (UTC)
Не может женщина, верящая в то, что она проститутка, послать маму куда подальше, т.к. с правдой, как правило, не спорят.

И кто тут говорит про отсутствие чувств?
doctor_sn
Nov. 28th, 2013 05:08 pm (UTC)
Спасибо за интересную реальность. )))
Как мне кажется , весьма подходящей к освещению вопроса будет песня "Я не такой"-Семён Слепаков ( http://www.russiandvd.com/store/album_asx.asp?sku=6617&track%5Fnumber=06)
P.S. ВОпрос восприятия в песне - ЗАГЛАВНЫЙ.
tumbalele
Nov. 28th, 2013 09:02 pm (UTC)
Про "я не такой" с этой же песней уже есть пост :)
http://tumbalele.livejournal.com/71314.html
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 76 comments — Leave a comment )

Profile

сепия
tumbalele
Илья Латыпов

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com