?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

202-02-what-is-the-meaning-of-life- В чем смысл жизни?!

За последний месяц этот вопрос мне задали раза три. Я не люблю его: для меня нынешнего он чрезвычайно абстрактен и не наполнен содержанием. Я не знаю ответа на него, и мне, честно говоря, этот ответ не интересен. К тому же этот вопрос лежит вне сферы психологии, и уходит чаще всего в религию.

Но много живого любопытства вызывают люди, которые этот вопрос задают. Поэтому я, не отвечая, спрашиваю:

- А что побуждает вас/тебя задавать этот вопрос? И что именно вы имеете в виду: смысл вашей жизни, или смысл существования жизни вообще?

Я хорошо помню, что побуждало меня. Мои поиски смысла жизни и смысла в жизни (а это разные вопросы) начались в подростковом возрасте. Очень хотелось, чтобы в моей жизни был какой-то смысл, хотелось ощущать себя не никчемным подростком, а человеком, предназначенным для чего-то большего. В общем, смысл для меня равнялся предназначению, цели, миссии. Это, кстати, популярная трактовка. В жизни должна быть какая-то цель, иначе она не имеет смысла. Я как-то, в бытность свою продавцом-консультантом бытовой техники, открыл рекламный буклет «Самсунга», и там, на первой же странице, было что-то про великую миссию этой компании. Нет, они не признаются честно, что главное для них – это заработать денег J. Как-то бездуховно.

Так вот, я озаботился поисками своей миссии. Очень любил книги, в которых обычные люди обнаруживали в себе какие-то сверхспособности. Считал, что я родился в неподходящую эпоху, и вообще лучше было бы мне в Средиземье или в другом мире, который я придумывал сам (у меня до сих пор сохранились хроники этого мира, мифы собственного сочинения, и некоторые из них мне очень нравятся. Правда, уже не те, в которых я – главный герой). Там у меня была миссия, там я знал смысл своего существования… Но это был виртуальный мир. Параллельно я искал что-то, что ответило бы мне на вопрос «зачем я?» и в мире реальном. Собственно говоря, я тогда не мог сформулировать то, что делал, как «поиск смысла». Просто было субъективное ощущение неудовлетворенности собой, окружающим миром и тем, куда вообще катится этот мир. И я искал ответы, которые лежали, в первую очередь, в области бурно расцветавшей в пост-советской России религиозно-эзотерической мысли. Присматривался к кришнаитской литературе, и даже купил здоровенный том «Источник вечного наслаждения» самого Абхай Чаранаравинды Бхактиведанты Свами Прабхупады. Интерес к кришнаизму облегчался тем, что я зачитывался индийскими мифами в детстве, и эта экзотика в виде Шивы, Вишну, Кришны и т.п. мне чуждой не была. Но увы – в «Источнике вечного наслаждения» наслаждения я не нашел, это оказалось на редкость занудное чтение – особенно там, где шло не изложение мифа о Кришне, а сами рассуждения «великого философа». Кришнаиты (как и все наши эзотерико-религиозные «мыслители») так и остались в области «любопытно».

Как-то, возвращаясь вместе со спортивной группой из детско-подросткового спортивного лагеря «Азимут» в Приморье, я оказался в одном купе с проповедниками непонятно какой секты. Я тогда впервые услышал имя «Виссарион» и рассказ о том, какой он замечательный человек и какие чудеса делает. Чудеса… Вот чего я тогда хотел. Хотелось чего-то необычного, выходящего за рамки окружающей серости и разрухи. Но вот повезло: ни за каким «учителем Духа» я не пошел.

Потом был этап «всё тлен, все суета сует и томление духа». Любимой книгой стал Екклезиаст с его «и нет ничего нового под солнцем». Я и сейчас с большой любовью отношусь к этой книге Библии, но воспринимаю ее иначе. Тогда, в период юности, для меня это был манифест нигилизма. «Мы все сгнием в могиле».

По мере моей включенности во взрослую жизнь (работа и метания в поиске того, чем же заняться, женитьба, дети, первые шаги в психологическом консультировании…) меня все чаще занимал вопрос не смысла моей жизни вообще, а смысла того, что я делаю. Так как ощущение бессмысленности шаг за шагом нарастало во время преподавания в университете и во время поисков «своей работы» (старший преподаватель психологии в вузе – куча собеседований во все возможные и невозможные места, в т.ч. и в сетевые компании типа «Амвэй» - продавец-консультант бытовой техники – директор магазина молодежной одежды – старший преподаватель психологии в вузе). «Зачем, для чего, кому это нужно?»

Я написал диссертацию на тему самоотчуждения личности, где не последней была тема смыслоутраты. Однако к этому времени вопрос «зачем я это вообще делаю» стал уходить в прошлое – появлялось все больше эмоционального удовлетворения от того, что я делаю, а от бессмысленных вещей я научился или уходить, или их саботировать по мере возможности.

И тут мне стали задавать вопросы о смысле жизни.

Чаще всего это было в форме «я не знаю, зачем мне жить» и «моя жизнь не имеет смысла». Один раз прямо спросили: «как мне найти смысл моей жизни? Я смотрю на людей, которые меня окружают, у них какая-то ничтожная жизнь, бессмысленная. Работа-дом-работа, унылый отдых, копошение на даче... Я не хочу так!».

Я точно не хочу уходить в философские дебри относительно того, что такое смысл и в чем он заключается. Попытка заглянуть в философскую энциклопедию привела к кратковременному параличу душевной жизни: смысл - внутреннее содержание, значение ч.-л., то, что может быть понято. В семантике логической общее значение языковых выражений расщепляют на две части: предметное значение и С. Предметным значением (объемом, денотатом, экстенсионалом) некоторого выражения называют тот предмет или класс предметов, который обозначается данным выражением.

Я так не могу. Хочется чего-то более живого, а не высушенного. Или, по крайней мере, уйти с абстракции на более личностный, человеческий уровень.

Что такое смысл? Совершенно точно могу сказать, что это – не какое-то одно понятие, а довольно сложная реальность. Спрашивая людей о том, как они понимают смысл, я получал ответы, указывающие на то, что:

А) Люди отождествляют цель (миссию, предназначение) и смысл

Б) Люди отождествляют значение и смысл («какой смысл имеет это слово?»)

В) Люди отождествляют свое понимание и смысл («его речь – это бессмыслица какая-то»)

Все это, действительно, является гранями смысла. Как отметил Д. Леонтьев, «смысл можно определить как место и роль чего-либо в более общей структуре». Еще проще - на примере. Вот, стоит передо мной фигурка воина. Человек, не знающий истории, особого смысла в этой фигурке не видит. Ну, стоит себе фигурка, зачем – непонятно, ну да ладно, нравится хозяину. А я вижу перед собой спартанского воина V века до н.э., причем такого, который мог быть при Фермопилах. История Фермопил и в целом греко-персидских войн с самого детства вызывает у меня интерес и различные эмоции, а действия спартанцев в том сражении – пример, который вызывает безусловное уважение. Эта фигурка для меня включена в целую систему моих личностных ассоциаций, эмоций и ценностей, и является материальным их выражением. Она наполнена глубоко личностным смыслом, и я – лично я – могу определить ее место и роль в моем жизненном мире.

Вещи, явления, происходящие в мире процессы и мои действия – все это обретает личностный смысл тогда, когда становится сопричастным моему жизненному миру, который соткан из моих потребностей, чувств и ценностей, причем ценностей – не абстрактных, а наполненных эмоциональным содержанием. Вот любопытное явление: себя самого бесполезно искать внутри себя, нужно разворачиваться к внешнему миру, но смысл тех или иных действий и вещей ты сможешь постичь только тогда, когда они окажутся чем-то созвучными собственному внутреннему голосу.

Моя жизнь обретает смысл (а точнее – множество смыслов) в тот момент, когда я становлюсь сопричастным тому, что я делаю. То есть тогда, когда мои действия прямым образом связаны с моими потребностями, они вызывают у меня эмоции, и они совпадают с моими личными ценностями. Рассогласование между тем, что для тебя ценно, и тем, что ты делаешь, порождает отчуждение. Отсюда простое следствие: бесполезно говорить о бессмысленности действий других людей, не зная их ценностей и того, какие эмоции у них вызывают эти действия.

Смысл в той или иной деятельности придумывать бесполезно: это будет чистой воды интеллектуальный продукт, лишенный эмоций. Нередко ведь слышишь чье-то безжизненное: «Ну да, в этом есть смысл, наверное». Абстрактный, относящийся к глобальным общемировым процессам – да, имеет. Но я говорю сейчас о личностном смысле, смысле жизни конкретного человека.

Человек, говорящий о том, что в его жизни нет смысла, сообщает мне о том, что он утратил контакт с собственными потребностями и эмоциями, а если шире – с собственным жизненным миром.

Так что для меня смысл – это, в первую очередь, сопричастность. Смысл тех или иных вещей для меня заключается в том, насколько я связан с ними. И тогда какой-то старенький предмет, не имеющий объективно никакой ценности, обретает смысл, если он связан с моей памятью о дорогом человеке. У меня дома есть старые полки, которые делал еще мой отец. Они сделаны на совесть, но я их раз за разом, какой бы ремонт дома ни делал (только где-то подкручиваю или заменяю старую доску на новую), оставляю не только потому, что они держат книги. Если бы это было только так, то заменить их на такие же новые не составило бы труда. Смысл этих полок заключается еще и в том, что это – работа моего отца, часть его материального наследия, и часть моей связи с ним. Это часть моего жизненного мира.

Для кого-то археология – вещь совсем бессмысленная. Вытаскивать из-под земли, прилагая массу усилий, обломки горшков… Жители сел по берегам Амура иногда вообще не понимали этого слова, и мы тогда заявляли, что мы геологи. «А, нефть (золото) ищете!» - глаза людей озарялись пониманием, и они тут же находили смысл в нашем копошении в земле. Нефть – это понятно, она включена в жизненные миры этих людей как значимое явление. А горшки… А для меня это имеет смысл – в эмоционально переживаемом ощущении связи с прошлыми поколениями, в ощущении себя как части (очень маленькой, но все же) большого исторического процесса, направленного в будущее. И мое хобби – археология – обретает смысл только в контексте этого ощущения.

Итак, где искать смысл собственной жизни? Забавная деталь: люди, имеющие смысл в собственной жизни, таким вопросом никогда не задаются, они часто даже не понимают, о чем идет речь. Потому что в жизни столько много замечательных и интересных вещей… Если встал вопрос о смысле и бессмысленности, то, как я думаю, стоит обратиться к такому вопросу: что ты совершил (или совершаешь) такого, из-за чего то, что у тебя есть или что ты делаешь, никак не соотносится с твоими потребностями, эмоциями и ценностями? Отчуждение (смыслоутрата) – это нежелание вступать в эмоциональный контакт с тем, что у тебя есть или с тем, что тебя окружает. Как так произошло – это и есть вопрос, которым может задаться психолог.

- В чем смысл моей жизни?
- Как произошло, что ты не чувствуешь связи того, что ты делаешь, с тем, что значимо для тебя самого?
- А если для меня в этой жизни нет ничего значимого?
- Ну что ж, давай поговорим о том, как ты обесцениваешь окружающий мир...

И никаких разговоров о смысле жизни.


promo tumbalele february 13, 2013 16:48 236
Buy for 500 tokens
Ощущение душевной близости мужчины и женщины может быть настолько непереносимым, что мужчина и женщина начнут заниматься сексом, чтобы избежать переживания близости . Такой вот парадокс. Секс стал настолько обыденным делом, а для мужчин — чуть ли не обязательным — что проще…

Comments

( 78 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
(Deleted comment)
tumbalele
May. 11th, 2014 01:42 pm (UTC)
Даже и возразить нечего! :)
ljubush
May. 11th, 2014 11:38 am (UTC)
Все правильно, как всегда:)
Но есть еще смерть, человек не может о ней забыть. Материалисты стараются это сделать с помощью материального благополучия, карьеры и т.д. Некоторые из них говорят, что надо прожить жизнь достойно, по совести,и остаться в памяти близких, а еще лучше всего человечества.
Людям же, верящим в бессмертие души, мне кажется, проще разобраться со "смыслом жизни", потому что она получается бесконечной, не надо так спешить, как материалистам.:)
tumbalele
May. 11th, 2014 01:43 pm (UTC)
Не знаю, не знаю... Я вообще не думаю о смерти в настоящее время, и не ставлю целью остаться в памяти близких и всего человечества. А идея бессмертности души для меня как раз довольно бессмысленна.

Edited at 2014-05-11 01:44 pm (UTC)
(no subject) - ljubush - May. 11th, 2014 07:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vmirrormanv - May. 11th, 2014 02:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ljubush - May. 11th, 2014 07:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vmirrormanv - May. 12th, 2014 01:41 am (UTC) - Expand
gritat
May. 11th, 2014 11:50 am (UTC)
Неплохо :)
Смысла нет никакого, если осознать конечность жизни. Но это не пугает, как в детстве, потому что уже тщательнее продумано - не будет возможности оценить 'как они там без меня', а на нет и страдания нет :)
olga_web
May. 11th, 2014 11:55 am (UTC)
Смысл жизни младше жизни лет на тридцать, тридцать пять
Полагается полжизни ничего не понимать.
А потом понять так много за каких-то полчаса
Что понадобится вечность Богу выслушать меня.
mila_mints
May. 11th, 2014 12:07 pm (UTC)
Да. про смысл жизни обычно спрашивают те, кому ничего в их собственной жизни не интересно. Они живут так, как живут, не потому что сами так хотят, а потому что плывут по течению.
elena_boel
May. 11th, 2014 12:07 pm (UTC)
В последние дни ,видимо это эпидемия ,я имею в виду поиск смысла жизни и подобных вопросов). Я тоже озаботилась этой темой,только решила сначала разобраться в своих ценностях,отделить зёрна от плевел...
Не то чтобы я страдала от бессмысленности бытия,но вопрос о том,на достижение тех ли ценностей я трачу огромную часть своей жизни,встал ,как говорится ребром..
Чтобы жизнь не была или не оказалась в итоге бессмысленной,надо разобраться со своими ценностями для начала...
tumbalele
May. 11th, 2014 01:45 pm (UTC)
Ценности - они ощущаются через отклик в теле и через эмоции.
(no subject) - elena_boel - May. 11th, 2014 02:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - livelight - May. 12th, 2014 06:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - elena_boel - May. 12th, 2014 07:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - livelight - May. 12th, 2014 08:22 am (UTC) - Expand
Екатерина Карпенко
May. 11th, 2014 12:11 pm (UTC)
Я уже было начала беспокоиться, что нет у меня на данный момент того, что можно было бы назвать смыслом жизни. А это оказывается даже хорошо, фффух!
Хотя в старших классах школы целей в жизни было несколько, сводившихся к спасению мира от его неидеальности )))
*задумавшись* Мне кажется неплохим смыслом стремление прожить именно СВОЮ жизнь, насколько это возможно.
И да, без определенного "смысла" ощущаю себя пофигисткой )))
te2017
May. 11th, 2014 12:33 pm (UTC)
Как это произошло Фромм вроде неплохо описывал? Да и Маркс постарался, разве нет?
tumbalele
May. 11th, 2014 01:46 pm (UTC)
Они писали про общество в целом (тема отчуждения). А я задаю вопрос конкретным людям.
(no subject) - te2017 - May. 11th, 2014 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - May. 11th, 2014 07:49 pm (UTC) - Expand
userljlj
May. 11th, 2014 01:12 pm (UTC)
Человек хорошо проживающий свою жизнь смыслом не озадачивается, ему, как правило, это не нужно, потому что смысл есть. Человек теряющий эмоциональность, параллельно теряет и смысл, поскольку это две стороны переживания жизни. Восстановление смысла только через размышление неэффективно. Появляется эмоциональное проживание, появляется и смысл, и становится неинтересно его искать.
Яспис
May. 11th, 2014 01:46 pm (UTC)
Смысл жизни в исполнении
Моих заповедей! Остальное суета.

Бог Живой.
tumbalele
May. 11th, 2014 01:54 pm (UTC)
Re: Смысл жизни в исполнении
Скучный какой-то смысл жизни. Поищу что-то более подходящее.
vmirrormanv
May. 11th, 2014 01:56 pm (UTC)
Смысл начинают искать когда отрываются от жизни, получается так.
Ну я для себя смысл могу найти, делай то что нравится и делай это хорошо. Не знаешь что делать, сделай что-то наугад.
e_hova
May. 11th, 2014 01:57 pm (UTC)
смысл жизни - в жизни.
(Deleted comment)
e_hova
May. 11th, 2014 03:20 pm (UTC)
точно! вокруг жизнь, так много интересного, а люди, зацикленные на себе, ничего интереснее себя не видят.
(no subject) - tumbalele - May. 11th, 2014 07:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - e_hova - May. 11th, 2014 08:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - May. 11th, 2014 07:40 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - tumbalele - May. 11th, 2014 07:51 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - tumbalele - May. 11th, 2014 08:05 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - tumbalele - May. 11th, 2014 08:10 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - tumbalele - May. 11th, 2014 08:15 pm (UTC) - Expand
pomogach
May. 11th, 2014 02:41 pm (UTC)
Я немного успокоил себя тем, что человечество слишком мало знает об окружающем мире. Все, что мы знаем как материя и хоть как-то нами изучено занимает до 5%, все остальное, существующее во вселенной, это неизученные темная материя 30% и темная энергия около 65%. При таких минимальных знаниях об окружающем мире неудивительно, что мы не можем понять смысл нашего существования. Надеюсь, смысл жизни существует и мы его просто пока не понимаем, но очень хочется верить, что он есть)
livelight
May. 12th, 2014 06:53 am (UTC)
Вряд ли смысл нашей жизни лежит где-то в тёмной материи и тёмной энергии. Скорее уж его следует поискать в пока что тёмных областях собственного сознания :)
(no subject) - pomogach - May. 12th, 2014 09:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - kauri_39 - May. 12th, 2014 06:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pomogach - May. 13th, 2014 02:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - kauri_39 - May. 13th, 2014 06:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pomogach - May. 13th, 2014 06:27 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
tumbalele
May. 11th, 2014 07:41 pm (UTC)
Сильно сомневаюсь в том, что человек хоть когда-нибудь был в гармонии с окружающим миром и в его жизни был некий смысл.
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 78 comments — Leave a comment )

Profile

сепия
tumbalele
Илья Латыпов

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com