?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Психология выбора




Почему так трудно нам дается выбор? И чем больше вариантов – тем он труднее? Почему иногда, парализованные необходимостью выбирать, мы отказывается от выбора вовсе, перекладывая его на плечи других? Почему тянем с ним до последнего? И ладно бы речь шла о каких-либо судьбоносных решениях. Так нет – даже по не самым серьезным поводам можно долго сомневаться, выбирая.

К богатому фермеру устроился на работу молодой крестьянин. Фермер дал ему следующее поручение:

- Ну, как встанешь утром в 5 часов, коров, коз и овец подои, накорми и напои, в поле пастись выведи. Грядки пропалывай, поле засеивай, сено заготавливай, за свиньями следи, лис от курятника отгоняй, яйца собирай, птиц с поля прогоняй… В общем, часов в 12 ночи так и быть, спать ложись.

    Прошла неделя и фермер, видя, как хорошо и прилежно работает его работник, решил дать тому передохнуть. Подозвал он молодого человека, и говорит:

- Значит так. Ты хорошо работал, и на сегодня я тебя от обычных обязанностей освобождаю. Ты сделай вот что. Видишь вон тот амбар? В нем картошка. Она частично начала гнить. Тебе нужно всего-то сделать: перебрать картошку и разложить ее по трем кучам: в одну хорошую картошку, в другую уже гнилую картошку, а в третью ту, что только начала гнить. А потом можешь отдыхать весь день.

    Через два часа к фермеру возвращается совершенно взмокший, изможденный работник. Фермер удивленно посмотрел на него, а тот упал на колени и взмолился:

- Освободите меня от этой работы! Завтра в 4 утра встану, весь коровник очищу!!!

- Так в чем дело?! Это же не трудно!

- Дело в том, что я еще никогда не принимал столько решений!

                                    ***********************

    Известный экзистенциальный психолог С.Мадди отмечает, что всякий раз, когда мы встаем перед необходимостью выбирать, мы должны помнить, что на самом деле перед нами всегда всего два варианта выбора. Выбор в пользу прошлого и выбор в пользу будущего.

    Выбор в пользу прошлого. Это выбор в пользу привычного и знакомого. В пользу того, что уже было в нашей жизни. Мы выбираем стабильность и знакомые пути, сохраняем уверенность в том, что завтрашний день будет похож на сегодняшний. Не нужно никаких перемен и никаких усилий. Все вершины уже достигнуты, можно почивать на лаврах. Или, как вариант – нам плохо и трудно, но хотя бы знакомо и привычно. И кто знает, может, в будущем, будет еще хуже…

    Выбор в пользу будущего. Выбирая будущее, мы выбираем тревогу. Неизвестность и непредсказуемость. Потому что будущее – настоящее будущее – невозможно предсказать, его можно только планировать. При этом нередко планирование будущего – это планирование бесконечного повторения настоящего. Нет, настоящее будущее – это неизвестность. Поэтому этот выбор лишает нас покоя, и в душе поселяется беспокойство. Но развитие и рост лежат только в будущем. В прошлом его нет, прошлое уже было и может только повторяться. Другим оно уже не будет.

    Итак, всякий раз в ситуации серьезного (а иногда и не очень) выбора перед нами встают фигуры двух "ангелов", одного из которых зовут  Спокойствие, а другого – Тревога. Спокойствие указывает на хорошо проторенную вами или другими людьми дорогу. Тревога – на тропу, упирающуюся в непролазный бурелом. Вот только первая дорога ведет назад, а вторая – вперед.

****************************

Старый еврей Авраам, умирая, подозвал к себе своих детей и говорит им:

- Когда я умру и предстану перед Господом, то он не спросит меня: «Авраам, почему ты не был Моисеем?» И не спросит: «Авраам, почему ты не был Даниилом?» Он спросит меня: «Авраам, почему ты не был Авраамом?!».

*******************************

Как сделать правильный выбор? Если, как уже было сказано, настоящее будущее предсказать нельзя, то как же понять, верен твой выбор, или нет?

  В этом – одна из маленьких трагедий нашей жизни. Правильность выбора определяется только результатом. Который – в будущем. А будущего нет. Осознавая эту ситуацию, люди нередко пытаются результат запрограммировать, играть наверняка. «Я сделаю это тогда, когда будет совершенно ясно… Когда появится четкая альтернатива…» - и нередко решение откладывается навсегда. Потому что никто и никогда не принимал решения завтра. «Завтра», «потом» и «как-нибудь» не наступят никогда. Решения принимаются сегодня. Здесь и сейчас. И начинают реализоваться тоже в тот же момент. Не завтра. А сейчас.

    Тяжесть выбора определяется также и ценой, которую мы должны заплатить за его реализацию. Цена – это то, чем мы готовы пожертвовать ради того, что наш выбор был реализован. Выбор без готовности платить цену – импульсивность и готовность принять роль жертвы. Жертва принимает решения, но, столкнувшись с необходимостью платить по счетам, начинает жаловаться. И искать то, на кого бы свалить ответственность. «Мне плохо, мне тяжело, мне больно» - нет, это не слова жертвы, это просто констатация факта. «Если бы я знал, что будет так трудно…» - Жертва может начинаться с этих слов. Когда начинаешь понимать, что, принимая решение, не думал о его цене. Один из важнейших вопросов жизни – «а стоит ли оно того». Цена альтруизма – забвение себя. Цена эгоизма – одиночество. Цена стремления быть всегда для всех хорошим – нередко болезнь и гнев на себя.

    Осознав цену выбора, мы можем его изменить. Или оставить все, как есть – но уже не жалуясь на последствия и возлагая на себя всю ответственность.

    Ответственность – это готовность принять на себя статус причины того, что произошло – с вами или с кем-нибудь другим (по определению Д.А.Леонтьева). Признание того, что именно вы – причина происходящий событий. Что то, что сейчас есть – это результат вашего свободного выбора.

    Одним из тяжелых последствий выбора является то, что на каждое «да» всегда приходится «нет». Выбирая одну альтернативу, мы закрываем перед собой другую. Мы приносим одни возможности в жертву другим. И чем больше возможностей – тем тяжелее нам приходится. Наличие альтернатив нас иногда буквально разрывает на части… «Надо» и «хочу». «Хочу» и «хочу». «Надо» и «надо». Пытаясь разрешить этот конфликт, мы можем прибегнуть к трем уловкам.

    Уловка первая: пытаться реализовать сразу две альтернативы. Устроить погоню за двумя зайцами. Чем она заканчивается – известно из той же поговорки. Ни одного не поймаешь. Потому что на самом деле выбор не сделан и мы остаемся там же, где и были до начала этой погони. Страдают в результате обе альтернативы.

    Уловка вторая: сделать выбор наполовину. Принять решение, совершать какие-то действия для его реализации – но мыслями постоянно возвращаться обратно, в точку выбора. «А вдруг та альтернатива лучше?». Нередко это можно наблюдать у моих студентов. Они приняли решение прийти на занятие (потому что надо), но душой они отсутствуют на нем, находясь где-то там, где хочется. В итоге их нет на занятии – есть только их тела. И их нет там, где они хотят быть – там только их мысли. Значит, для этого момента, в данное время их вообще не существует. Они мертвы для жизни здесь и сейчас… Выбрать наполовину – это умереть для реальности… Если уж сделал выбор – закрывай другие альтернативы, и погружайся в дело…

    Уловка третья: ждать, когда все само собой образуется. Не принимать никаких решений, надеясь, что какая-то из альтернатив сама собой отпадет. Или что кто-то другой сделает выбор, который мы объявим очевидным… На этот случай есть утешительное выражение «Все, что ни делается – все к лучшему». Не «все, что я делаю», а «все, что делается» - то есть совершается само собой или кем-то другим, но не мной… Еще одна волшебная мантра: «все будет хорошо….». Ее приятно услышать от близкого в трудный момент, и это понятно. Но иногда мы ее шепчем себе сами, уклоняясь от решения. Потому что одолевают страхи: а вдруг решение будет поспешным? Вдруг стоит еще подождать? Хотя бы до завтра (которое, как известно, не наступает никогда)… Когда мы ждем, что все само собой образуется, мы, разумеется, можем оказаться правы. Но чаще происходит иначе – все само собой образуется, но не так, как нам бы хотелось.

         А еще бывают максималисты и минималисты, о которых замечательно написал Б.Шварц в книге "Парадоксы выбора". Максималисты стремятся сделал наилучший выбор – не просто свести к минимуму ошибку, но выбрать самую лучшую альтернативу из всех, что есть. Если покупать телефон – то самый лучший по соотношению цена-качество; или самый дорогой; или самый новый и «продвинутый». Главное – чтобы он был «самый». В противовес максималистам выступают минималисты. Они стремятся выбрать тот вариант, который наилучшим образом удовлетворяет их потребности. И телефон тогда нужен не «самый», а чтобы звонил и смс отправлял – и достаточно. Максимализм осложняет выбор, потому что всегда остается шанс, что где-то что-то будет лучше. И эта мысль не дает покоя максималистам.

    Выбирать бывает тяжело, но отказ от принятия решения влечет за собой гораздо более тяжелые последствия. Это так называемая экзистенциальная вина. Вина перед самим собой на неиспользованные в прошлом возможности. Сожаление об упущенном времени… Боль от непроизнесенных слов, от невыраженных чувств, возникающая тогда, когда уже поздно… Нерожденные дети… Невыбранная работа… Неиспользованный шанс… Боль, когда уже невозможно отыграть назад. Экзистенциальная вина – ощущение предательства самого себя. И от этой боли мы тоже можем прятаться. Например, громко заявлять, что я никогда ни о чем не жалею. Что все прошлое я отбрасываю назад, без сомнений и оглядки. Но это – иллюзия. Наше прошлое невозможно отцепить и отбросить назад. Можно его игнорировать, вытеснять из сознания, делать вид, что его нет – но отцепить невозможно, разве что ценой полного забвения собственной личности… Куда бы мы не устремились – всюду тащим телегу своего прошлого опыта. «Глупо сожалеть о том, что было». Нет, сожалеть не глупо… Глупо, наверное, будет игнорировать тот факт, что когда-то поступил неверно. И игнорировать возникающие при этом чувства. Мы – люди. И отбрасывать боль не умеем…

Итак, находясь перед необходимостью серьезного жизненного выбора, можно осмыслить следующее:


  • В пользу прошлого или в пользу будущего мой выбор?

  • Какова цена моего выбора (чем я готов пожертвовать ради его реализации)?

  • Мой выбор продиктован максимализмом или минимализмом?

  • Готов ли я принять всю ответственность за последствия выбора на себя?

  • Сделав выбор, закрываю ли я все остальные альтернативы? Делаю ли я выбор целиком, или же только наполовину?

И, наконец, остается вопрос смысла: «Зачем я это выбираю?


promo tumbalele february 13, 2013 16:48 236
Buy for 500 tokens
Ощущение душевной близости мужчины и женщины может быть настолько непереносимым, что мужчина и женщина начнут заниматься сексом, чтобы избежать переживания близости . Такой вот парадокс. Секс стал настолько обыденным делом, а для мужчин — чуть ли не обязательным — что проще…

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
gennysk
Jan. 2nd, 2011 04:54 pm (UTC)
В зависимости от ситуации и от человека вопрос ЗАЧЕМ ставиться или в самом начале пути выбора, или в самом конце.

Этот вопрос определяет цель, результат, для чего и ради чего я это делаю, а затем уже набрасываются пути и идет выбор между этими путями.
tumbalele
Jan. 2nd, 2011 05:14 pm (UTC)
Иногда вопрос "а зачем" возникает как раз в процессе размышления о том, какую цену я готов заплатить за достижение результата. Когда осознаешь, что платить придется многим, а выигрыш - или в принципе будет меньше цены, или же не гарантирован (а так бывает всегда). То есть иногда на смену "зачем", которое было сформулировано в начале процесса выбора, после процесса осознания приходит другое "зачем" ("и ради этого - такой геморрой?!"). Поэтому далеко не всегда ответ на этот вопрос, поставленный в начале, является осознанным...
gennysk
Jan. 2nd, 2011 06:08 pm (UTC)
Какова цена моего выбора (чем я готов пожертвовать ради его реализации)? - этот вопрос, про цену, ты вынес за пределы вопроса ЗАЧЕМ. (это к вот этому - То есть иногда на смену "зачем", которое было сформулировано в начале процесса выбора, после процесса осознания приходит другое "зачем" ("и ради этого - такой геморрой?!"))

Тут уже идет просто корректировка пути, выбора и самой цели...

И в каждом конкретном случае это будет свой путь, свои ЗАЧЕМ, свои вопросы и ответы
norrka
Jan. 14th, 2011 03:20 pm (UTC)
очень интересная тема. Сама приведенная структура осмысления очень емка и точна, потому, мне кажется, очень энергозатратна и, боюсь, "споткнуться" на пути очень легко. То есть либо опять же сделать выбор наполовину, что эквивалентно отсутствию выбора, либо сделать его, но "пылко", оттого ответственность потом за этот выбор взять крайне сложно.

и кроме самого процесса выбора, его осмысления очень интересно принятие выбора, то есть уже не как некая взятая ответственность, а субъективная оценка результата выбора, принятие или непринятие последствий. или это и есть ответственность?
tumbalele
Jan. 15th, 2011 12:09 am (UTC)
Да, это и есть ответственность - когда я заявляю, что то, что произошло в результате моего выбора - следствие моих действий.
Правда, здесь есть одна ловушка. Гиперответственность - ситуация, когда я считаю себя причиной ВСЕХ последствий. Для этого и придумана известная молитва: "Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить; мужество принять то, что не могу; и мудрость узнать разницу". То же и с последствиями, я думаю.
norrka
Jan. 15th, 2011 08:36 am (UTC)
Да, про ответственность понятно. Хорошая молитва. И я наверное как раз про "мужество принять то, что не могу(изменить)" и это такое серьезное препятствие для сознательного выбора, для следующего, ведь даже будучи в силах осознать прямую причастность к выбору, последствия последуют незамедлительно и в случае непринятия, ошибки, страх перед последующим выбором усилится. . Здесь очень спасает фатализм:)
exist_tradi
Jan. 15th, 2011 07:01 am (UTC)
Вопрос "зачем" хочется сменить на "ради чего". Кьеркегор о выборе говорил так: или-или. Есть такой выбор, что или-или - безразлично. Именно таким выбором мучаются, вроде бы как что-то выбирают, взвешивают альтернативы и прочее... А есть выбор или-или. Если уж на него решаются, то это происходит один раз и потом этому выбору следуют по жизни.. Мне трудно такой выбор связать со словами "выбираем прошлое или будущее". И об этом сложно говорить, пока не понятно о каком именно выборе идет речь - разобрать гниющий картофель (или-или - безразлично) или быть ли Аврааму Авраамом.
tumbalele
Jan. 15th, 2011 07:26 am (UTC)
Спасибо, интересная мысль... Но есть ли такие выборы, которые в принципе можно совершить только один раз? Родить ребенка... Да, этот выбор однозначен, или-или. Но и на него влияет альтернатива "по Мадди". А рождение второго ребенка - это, как мне кажется, уже под "прошлое" или "будущее" точно можно "подвести" (в какой-то степени повторить то, что было с первым ребенком, снова это пережить - или сделать аборт/не планировать)... Женитьба? В прошлом, возможно, это и был выбор на всю жизнь. Сейчас - нет. Ведь наличие самой возможности другого выбора - сильно соблазняющее обстоятельство... Какие примеры такого выбора, "или-или", можно привести?

Может быть, выбор "по Кьеркегору" возможен в такой ситуации, когда в будущем в принципе, даже теоретически, альтернатива, стоящая сейчас, невозможна.

exist_tradi
Jan. 15th, 2011 07:36 am (UTC)
Альтернатива возможно всегда. По моим собственным ощущениям (Кьеркегора только изучаю) выбор или-или касается каких-то внутренних ценностей. Например, выбрал человек быть совестливым или верующим. И далее, независимо от каких-либо альтернатив, он будет следовать своему выбору. Даже в том, случае, когда его выбор в соответствии с утвержденной (выбранной именно этим человеком и принятой за истину)системой ценностей может обернуться для него неприятностью.. Может сам Кьеркегор вам об этом расскажет лучше, чем в моей интерпретации ))) Об этом он пишет в работе "Гармоническое развитие этических и эстетических начал"
tumbalele
Jan. 15th, 2011 07:49 am (UTC)
С Кьеркегором ознакомлюсь :). Но идея однозначного выбора внутренних ценностей раз и навсегда у меня ассоциируется с фанатизмом... И в таком выборе я чувствую очень много тревоги и напряжения (потому что если появится что-то, что может подвергнуть сомнению мой выбор, то придется отчаянно защищать его). Мне лично ближе идея "творческого приспособления" в гештальт-терапии, согласно которой человеку нужно чувствовать то, что происходит в настоящий момент, и выбирать стратегию поведения, связанную не только с внутренними ценностями, но и с внешней ситуацией (контекстом, фоном). А выбор, о котором вы говорите, это центрация на внутреннем... Или же его можно отождествить с 7 уровнем регуляции жизнедеятельности человека, по Д.А.Леонтьеву, но я его не до конца понимаю...
exist_tradi
Jan. 15th, 2011 08:11 am (UTC)
Как и во всем в этом мире - очень тонкая грань между фанатизмом и абсолютным выбором. Кстати, вспомнился фильм, который может быть как примером. Называется "Танцующая в темноте" режиссера Ларса фон Триера. Он может и примерить Кьеркегора с Мадди )) Фильм основан на реальных событиях и рассказывается о выборе молодой мамы между собственной жизнь и здоровьем ребенка. И альтернатива была, причем весьма соблазнительная (сохранение собственной жизни) и близкое окружение уже практически сделало все для того, чтобы ее жизнь пошла по альтернативному пути. Но выбор героини был абсолютен и в ее понимании не подлежал никакому изменению. При этом можно говорить о выборе в пользу светлого будущего сына и отказ от прошлой жизни (у сына могло быть будущее такое же, как ее собственное прошлое). Всего сюжета раскрывать не буду, чтобы интрига сохранялась для просмотра. И тема "ради чего" звучит там тоже очень остро.
tumbalele
Jan. 15th, 2011 07:32 am (UTC)
А "ради чего" - да.. Более емкий и конкретный вопрос.
exist_tradi
Jan. 15th, 2011 07:39 am (UTC)
Если сделанный выбор приносит мучения и страдания, то вопрос "ради чего" может оказаться более полезным, чем вопрос "зачем мне это" Виктор Франкл, имея свое "ради чего" выжил в концлагере, о чем и написал свое "Скажи жизни Да" или "Доктор в концлагере"
tumbalele
Jan. 15th, 2011 07:51 am (UTC)
Да, еще раз спасибо за это дополнение. Сам текст менять не буду задним числом - кто захочет, прочитает в комментариях :)
Ирина Позднякова
Jan. 18th, 2011 10:07 pm (UTC)
Спасибо за интересные мысли...
pingback_bot
Dec. 23rd, 2011 05:21 pm (UTC)
Психология выбора
User chisto_ta_3 referenced to your post from Психология выбора saying: [...] ребята. Мне выбора, по счастью, не дано". В.С.Высоцкий Оригинал взят у в Психология выбора [...]
mawuk_lesnoy
Apr. 22nd, 2012 12:28 am (UTC)
Спасибо еще раз и за этот текст!

очень помог, на самом деле...

Действительно, важно вовремя осознать и принять свой выбор - вместе с ответственностью за него. И это - уже половина дела!

Самая важная половина, я считаю...
tumbalele
Apr. 22nd, 2012 12:47 am (UTC)
"Делай, что должен - и будь, что будет" :).
mawuk_lesnoy
Apr. 22nd, 2012 09:30 pm (UTC)
Большое спасибо!

я обязательно так и сделаю. Серьезно!
lhfrjy76
Sep. 25th, 2012 07:38 pm (UTC)
Спасибо, отличный пост. Все описано верно: мне не раз приходилось кардинально менять жизнь, и все описанное испытано на себе.
Но если каждый раз в момент выбора держать во главе тот самый грядущий вопрос "Авраам, почему ты не был Авраамом?", намного проще решить, куда двигаться дальше. И уловки становятся не нужны.
Спасибо за притчу, она мне очень помогла. Я ее ни разу не слышала, а сейчас как раз на распутье, куда двигаться дальше. "Авраам" пришелся как нельзя кстати)
tumbalele
Sep. 25th, 2012 09:50 pm (UTC)
В свою очередь, вы мне очень вовремя напомнили про эту притчу :).
livejournal
Sep. 26th, 2012 11:08 am (UTC)
Вопрос дня
Пользователь lhfrjy76 сослался на вашу запись в «Вопрос дня» в контексте: [...] не был Даниилом?» Он спросит меня: «Авраам, почему ты не был Авраамом?!» Отсюда [...]
nathalyru
May. 28th, 2013 04:15 am (UTC)
А как же выбор в пользу настоящего?
tumbalele
May. 28th, 2013 07:08 am (UTC)
Настоящее - это мгновение, поэтому его выбрать невозможно, его можно только проживать.
nathalyru
May. 28th, 2013 05:00 pm (UTC)
Логично :)
papon_ra
Dec. 16th, 2014 05:28 am (UTC)
Не в отрицание, а в дополнение.
Выбор не делать выбор (с принятием последствий, всяко) - тоже выбор.
Есть точка бифуркации. Она подвижна в некоторой степени. Ну, вот фраза из "Мистер Никто": "Пока вы не сделали выбор, вы - свободны". Тоже есть над чем подумать.
Ух, сколько всего напомнили)
Проблема выбора несущественного - сама по себе грандиозный вызов для психики. Бесконечное разнообразие и необходимость выбирать на каждом шагу вымывают энергию личности. Можно без конца выбирать носки и довольно быстро затраты на сам выбор перехлестнут все вероятные выгоды/последствия от верного/неверного выбора. Вот с этого момента начинается чистое расточительство.
Буквально на днях прочитал в ЖЖ о жизни амерbканской глубинки. Есть, мол, у них клубный магазин с платным членством. Там продается, скажем, 3 вида пылесосов: большой, средний и маленький. И три вида холодильников. И литература - только актуальная и отмеченная формальными фильтрами. И т.д. Хоть и на поверку это оказался банальный Костко, идея мне понравилась.
Ученые говорят, что за принятие решения в мозгу отвечает ... центр эмоций. При необходимости сделать выбор мы, кроме простейших случаев, не руководствуемся формальными критериями. В первый момент мы теряемся, потом ищем точку опоры, потом изобретаем критерий, далее примеряем варианты с их исходами к себе - хорошо это нам или плохо: все многообразие мира заканчивается здесь. Так рождается система оценки, которая может быть, а может и нет, использована в сходных ситуациях.
Вспоминаю свои ощущения при необходимости выбора. Бесит посещение магазинов. Там какие-то детские травмы, полагаю) Если не удается выработать критерий, бывает, отдаю на волю случая: куда качнутся весы. Тоже эскапизм своего рода (главное, не забыть убедить себя, что выбор оказался оптимальным, иначе печаль и самоедство). Часто принимаю наиболее прямолинейное решение, удовлетворительным образом закрывающее проблему. Это признание невозможности на 100% обоснованного выбора, т.к. будущее непредсказуемо, информация ограничена и мы сами не знаем, чего хотим.
tumbalele
Dec. 16th, 2014 05:58 am (UTC)
Спасибо, очень интересные рассуждения.
tiana_verner
Sep. 22nd, 2015 05:52 am (UTC)
очень! вот очень-очень!

Добавлю про предпоследний абзац - вместо выбора вины,принять ответственность за прошлый выбор с принятием себя там и тогда - значит силы были на такой выбор. Сделать вывод - как в подобной ситуации я поступлю.
Денис Дорошко
Nov. 22nd, 2015 04:38 am (UTC)
Крутой пост. Сейчас гуляет по всему инету и вк. И часто без указания авторства. ;)
( 29 comments — Leave a comment )

Profile

сепия
tumbalele
Илья Латыпов

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com