?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Меня недавно спросили: а как вы, психологи, представляете себе психологически здорового человека? А то все время о проблемах, о том, как неправильно и так далее. Есть ли какая-нибудь «модель» здоровой личности, к которой можно и нужно стремиться?

За всех психологов отвечать точно не могу. Есть, например, прекрасный перечень признаков психического и эмоционального здоровья от Н. Мак-Вильямс, гуляющий по Сети. Но это именно перечень, а не некая целостная модель. А душа требует целостности и обобщенности :)).

Попытаюсь дать общий образ-модель, опираясь на знакомый мне гештальтистский подход к пониманию психологии человека. Многое из нижесказанного я уже приводил в прошлых статьях, но, думаю, ничего страшного не будет, если я повторюсь.

Итак, исходный тезис: наша психика не самодостаточна. Эволюционно она появилась для того, чтобы обеспечить живому организму возможность выжить в довольно суровой внешней среде: обеспечить питание, безопасность и размножение. Поэтому вся наша психика направлена на познание окружающего мира и удовлетворение потребностей организма (у человека потребности существенно посложнее, чем у древнейших организмов, а возможности познания - обширнее, но принцип остался тот же).

Второй тезис: практически все, что нужно для удовлетворения потребностей, лежит во внешнем мире. Наш организм не обладает достаточными ресурсами, чтобы существовать независимо от него. В лучшем случае мы способны на временную автономию. Даже если есть желание побыть одному, нужно организовать себе такое пространство, в котором это возможно.

Отсюда и вытекает общее представление о том, что значит здоровая психика: это психика, обеспечивающая удовлетворение организмом своих потребностей. Поврежденная психика не может выполнять эту базовую функцию, и организм неспособен к самостоятельному выживанию. Если говорить не о психическом, а о психологическом здоровье человека, то при «психологическом нездоровье» нет фатальной угрозы для существования человека. Мы можем быть вполне способны жить в обществе, однако постоянно испытывать стресс, который истощает ресурсы организма. То есть психика, в целом, в порядке, однако человек не чувствует никакой удовлетворенности от жизни, потому что некоторые его потребности (не связанные с простым выживанием организма) либо не удовлетворяются, либо это происходит частично.

Итак, психологически здоровый человек, в первом приближении – это тот, кто ощущает удовлетворенность от того, как протекает его жизнь. Он словно в потоке, направленном на удовлетворение желаний. Желания могут быть разные – от самых примитивных, до духовно-экзистенциальных.

Из чего складывается поток? Из следующих пяти пунктов.

1.     Осознание своих потребностей. Это начало и конец потока. Потребности и желания редко когда существуют в одиночном экземпляре, их несколько, и они иногда могут конфликтовать друг с другом. Например, жутко хочется сладкого, но ты на диете, потому что хорошая фигура тоже важна.

2.      Выбор из всех потребностей тех, которые приоритетнее. Все желания одновременно удовлетворить невозможно: нужна или очередность, или выбор одного желания в ущерб другому. (Э, к черту фигуру, хочу сладкого, и баста!). Не все желания в принципе можно удовлетворить, и тогда психологически здоровый человек способен принять этот факт.

3.      Поиск во внешнем мире объектов/субъектов, которые удовлетворят желание (эклерчики!!! Дайте мне этих эклерчиков!)

4.       Совершение конкретных действий по приобретению этих объектов/субъектов. Найти то, что мне поможет, не равно приобрести это. Решить сделать что-то – еще не значит сделать это. (Купить эклеры, а не стоять у витрины и облизываться из-за того, что нет денег).

5.       Удовлетворить свои потребности за счет приобретенного. Иногда бывает так: человек совершил немало усилий для того, чтобы получить желаемое, а когда обрел его, вдруг начинает задаваться вопросом: а зачем мне это вообще было нужно? (Купили эклеры, а тут чувство вины догнало и – вкуснятина полетела в мусорное ведро).

6.       Усвоить то, что потреблено. Здесь важно помнить, что критерием удовлетворения являются приятные чувства, а не чувство вины, стыда и т.п. В противном случае действие совершается, а удовлетворения – нет. Так женщины, страдающие булимией, поедают большое количество пищи, а потом вызывают у себя рвоту, потому что усвоение того, что они уже съели, невозможно из-за внутреннего конфликта, который разворачивается аж на первом и втором этапе.

Психологические проблемы заключаются в невозможности перетекать от одного пункта к другому. Не понимаешь, чего хочешь; понимаешь, но не можешь сделать выбор; выбор сделал, но не видишь объектов/субъектов, которые их удовлетворят («не могу найти нормальной женщины: молодые – дуры, а мои ровесницы – старые» - от 35-летнего мужчины); нашел объект/субъект – не можешь его добыть/вступить в контакт («не могу с ней познакомиться!»); добыл объект/вступил в контакт – не можешь удовлетворить потребности (эректильная дисфункция, или страх эмоциональной близости – все в зависимости от того, чего хочешь); вроде был удовлетворил – но не усвоил (обесценил: «честно говоря, девушка-то не фонтан, как оказалось» или «разве это достижение? Вот у Билла Гейтса достижения, а у меня – чушь…»).

Так что полное, идеальное психологическое здоровье – это свободный поток. Нормальный условно-здоровый человек – это поток, на пути которого встречаются пороги (в том числе, и очень серьезные), но которые преодолеваются потоком. Нормальный условно-нездоровый психологически человек – это поток, который уперся в порог, и не может его преодолеть.

Психотерапия - это или разбор порогов, или поиск нового русла для потока.

promo tumbalele february 13, 2013 16:48 238
Buy for 500 tokens
Ощущение душевной близости мужчины и женщины может быть настолько непереносимым, что мужчина и женщина начнут заниматься сексом, чтобы избежать переживания близости . Такой вот парадокс. Секс стал настолько обыденным делом, а для мужчин — чуть ли не обязательным — что проще…

Comments

( 90 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
yurvor
May. 27th, 2014 11:35 am (UTC)
Модель красивая, но как-то не удовлетворяет... По ней получается, что человек - всего лишь слуга своих потребностей (раб своих желаний). А как же формирование этих потребностей? Откуда они берутся, можно ли самостоятельно их у себя создавать и менять?

Например, "жутко хочется сладкого, но ты на диете, потому что хорошая фигура тоже важна". Получается, невозможно "переделать" желание сладкого так, чтобы вообще не хотелось, и эта барышня обречена либо на борьбу, либо на зажимание, либо на вытеснение своего желания, так?

Мне кажется, здоровая психика должна включать в себя элементы собственного сознательного изменения.

Edited at 2014-05-27 11:40 am (UTC)
tumbalele
May. 27th, 2014 11:41 am (UTC)
Раб желаний не может выбирать желания :) И в целом - а что ужасного в том, чтобы зависеть от собственных потребностей? Никуда от них не денешься. Если перестанешь зависеть от потребностей, то - прощай, энергия, здравствуй, самоотчуждение.

Создавать потребности? Сомневаюсь. Обнаруживать в себе новые - да, почему бы и нет.
(no subject) - yurvor - May. 27th, 2014 11:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - May. 27th, 2014 11:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - yurvor - May. 27th, 2014 11:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - grey_horse - May. 28th, 2014 04:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - May. 28th, 2014 04:46 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - tumbalele - May. 27th, 2014 09:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hamster_woman - May. 28th, 2014 09:23 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - tumbalele - May. 27th, 2014 09:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - radix50 - May. 29th, 2014 05:05 pm (UTC) - Expand
paxmet_far_away
May. 27th, 2014 11:43 am (UTC)
Интересный взгляд на психологическое здоровье, но, хотя мне вообще-то близок образ потока, пункты по ссылке отозвались почему-то больше. По Вашей модели хочется разобрать то, как я обращаюсь с конкретной потребностью, а вот элементы психологического здоровья дали более общую картину. Правда, у себя насчитала всего три относительно полноценных из шестнадцати предложенных свойств и способностей.
tumbalele
May. 27th, 2014 11:47 am (UTC)
Модель не моя, я ее только упорядочил немного :)
А то, что МакВильямс больше отозвалась - это нормально, у меня обще-абстрактно, у нее - конкретно, обращаясь к непосредственному опыту каждого человека.
los6st
May. 27th, 2014 11:44 am (UTC)
вопрос не в тему: как определить, получится из тебя психолог или нет?
Да, понимаю, что вопрос прямой ответ не предполагает. и все же, интересно, что ответит профессионал.
tumbalele
May. 27th, 2014 11:47 am (UTC)
Не знаю.
(no subject) - los6st - May. 27th, 2014 12:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yurvor - May. 27th, 2014 11:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - between_mystery - May. 27th, 2014 06:12 pm (UTC) - Expand
megavolt_ex
May. 27th, 2014 11:51 am (UTC)
Короче здоров тот кто хорошо бегает по циклу контакта :))
tumbalele
May. 27th, 2014 11:53 am (UTC)
Я старался без терминологии :)))
(no subject) - megavolt_ex - May. 27th, 2014 11:58 am (UTC) - Expand
margo_engelin
May. 27th, 2014 12:51 pm (UTC)
это поток, который уперся в порог, и не может его преодолеть.


- то есть, болото...
tumbalele
May. 27th, 2014 09:07 pm (UTC)
Да.
putnik07
May. 27th, 2014 12:52 pm (UTC)
т.е. рефлексия - признак неидеального психологического здоровья...?
tumbalele
May. 27th, 2014 09:08 pm (UTC)
Из чего следует ваш вывод?
(no subject) - putnik07 - May. 28th, 2014 07:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - May. 28th, 2014 08:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - putnik07 - May. 28th, 2014 02:13 pm (UTC) - Expand
nathalyru
May. 27th, 2014 02:17 pm (UTC)
Я уперлась в порог: считаю, что если женщина делает первый шагв отношениях, то мужчина никогда ее не ценит и все равно потом сбежит. Поэтому сижу и жду. И никто не делает первый шаг. А я такая хорошая. Грустно, что они этого не видят.
nikgrek
May. 27th, 2014 02:25 pm (UTC)
А я вообще стесняюсь, у меня ступор, я даже слова начинаю путать, мне чтобы сделать первый шаг нужно изрядно нажраться, но тогда я уже несимпатичен, так и живем еклмн.
(no subject) - nathalyru - May. 27th, 2014 03:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nikgrek - May. 27th, 2014 04:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nathalyru - May. 27th, 2014 05:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - May. 27th, 2014 09:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nathalyru - May. 27th, 2014 09:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - May. 27th, 2014 10:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nathalyru - May. 28th, 2014 03:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nathalyru - May. 27th, 2014 10:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - radix50 - May. 29th, 2014 05:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nathalyru - May. 29th, 2014 06:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - radix50 - May. 29th, 2014 07:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nathalyru - May. 29th, 2014 07:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - radix50 - May. 29th, 2014 08:36 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - nathalyru - May. 31st, 2014 08:40 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - nathalyru - Jun. 1st, 2014 04:02 pm (UTC) - Expand
nikgrek
May. 27th, 2014 02:22 pm (UTC)
Здоровый психологически человек всегда расслаблен, и не занимается разбором своей личности и своих действий, желания конечно контролирует, но уже действия сам с собой не обсуждает. Думаю так, как то.
tumbalele
May. 27th, 2014 09:10 pm (UTC)
Это может быть только в таком мире, в котором нет никаких угроз. Если есть угрозы, сложности, проблемы - не получится быть все время расслабленным.

Плюс это возможно в мире, где в душе человека не сталкиваются разнонаправленные потребности. Такого мира тоже нет.
(no subject) - nikgrek - May. 28th, 2014 03:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - May. 28th, 2014 04:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - nikgrek - May. 28th, 2014 06:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - May. 28th, 2014 08:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - nikgrek - May. 28th, 2014 01:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumbalele - May. 28th, 2014 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nikgrek - May. 28th, 2014 02:44 pm (UTC) - Expand
lileeva_e
May. 27th, 2014 02:29 pm (UTC)
Для меня психологическое здоровье - это готовность на себя смотреть и готовность меняться.
tumbalele
May. 27th, 2014 09:11 pm (UTC)
И это тоже, да.
irgen
May. 27th, 2014 03:58 pm (UTC)
Вчера закончился трехдневный семинар с Нэнси МакВильямс, ваш пост очень в тему :)
tumbalele
May. 27th, 2014 09:11 pm (UTC)
И как МакВильямс? (далеко мы от столиц :)))
mudag_de_pizdug
May. 27th, 2014 05:08 pm (UTC)
С моей точки зрения нормального человека, хороший психолух - дохлый.
tumbalele
May. 27th, 2014 09:12 pm (UTC)
А с моей точки зрения хороший тролль - забаненый тролль.
gunilla_in_love
May. 27th, 2014 05:54 pm (UTC)
Прекрасно! Особенно вывод порадовал. Легко и доступно.
tumbalele
May. 27th, 2014 09:13 pm (UTC)
Спасибо :)
krutotut
May. 27th, 2014 06:46 pm (UTC)
Я читаю ваш блог, ваши комментарии, то как вы ведёте диалог с вашими читателями и отдыхаю. Спасибо за этот уголок адекватности :-)

tumbalele
May. 27th, 2014 09:14 pm (UTC)
Спасибо :))
redjit
May. 28th, 2014 04:01 am (UTC)
Наша психика не только не самодостаточна, но еще и не целостна.. У различных субличностей есть свои порой противоположные потребности.

>>Выбор из всех потребностей тех, которые приоритетнее.

Очередность или взаимоувязывание? При взаимоисключающих потребностях всегда от чего-то придется отказаться или возможен компромисс?
tumbalele
May. 28th, 2014 04:42 am (UTC)
От чего-то придется отказываться. "Не все желания в принципе можно удовлетворить, и тогда психологически здоровый человек способен принять этот факт."
(no subject) - redjit - May. 28th, 2014 05:41 am (UTC) - Expand
krasnodaretz
May. 28th, 2014 05:47 am (UTC)
Мура, это всё с моей точки зрения. Я даже готов согласиться что ...этакой здоровой психологии можно научить человека как английскому языку. Профилактика стресса и тд или положим тот хнычет и надо навязать ему новые ценности, или отвести его от пьянства, убедить , что все жены бляди и каждый - это пережил в душе. Иными словами это такой словесный транквилизатор, при котором не страдает печень. Но развивать науку в науке, это уже мастурбация. Психологи большей часть. хреновые врачи, они маскируются своими вымышленными пассами, дурят головы, и берут бабки. Толк от них есть, но малюсенький. Вся эта мура о поиску во внешнем мире объектов..инопланетян или армян, полная хрень..и читать это нудно.
tumbalele
May. 28th, 2014 08:26 am (UTC)
Сразу видно: пишет редкостного душевного здоровья человек :))
(no subject) - krasnodaretz - May. 28th, 2014 09:13 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 90 comments — Leave a comment )

Profile

сепия
tumbalele
Илья Латыпов

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com