?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Уважение и гордость

Заметил, что в психологических статьях довольно много говорится о вине, стыде, страхе и тревоге, но довольно мало о таких важных для сохранения внутренней устойчивости личности чувствах, как уважение и гордость. А ведь без этих чувств невозможна опора на себя, ощущение собственной автономности в этом мире, в котором легко потерять устойчивость. Речь не о мифической самодостаточности, а именно о способности опираться на свои чувства и желания, делая выбор в пользу того или другого. Без уважения и гордости этот внутренний стержень выстроить проблематично. Гордости вообще не повезло в христианской культуре, по ней основательно прошлись в Библии и религиозной литературе (и именно по гордости, а не по «гордыне», как сейчас любят уточнять).

Эти два чувства часто стоят рядом, иногда их смешивают, определяя гордость как наличие самоуважения, однако это разные переживания, пусть и близкие.

Что такое уважение? Это чувство, возникающее, когда мы замечаем в себе или в других людях такие качества и достоинства, которые для нас являются значимыми и важными («уважение» происходит из польского, и означает "быть внимательным, наблюдать", от uwaga – "внимание"). Уважать человека - замечать и учитывать его желания и потребности. Если я не учитываю свои интересы и желания — я не уважаю себя, потому что не считаю себя достаточно ценным для того, чтобы это делать. А противоположностью уважения является презрение (от старославянского «смотреть сверху, свысока») — полное умаление, отказ себе или другому в хоть какой-то ценности, или же значительное преуменьшение ее.

Уважение обычно бывает двух видов. Первый — это базовое, «авансовое» уважение, при котором я исхожу из мысли, что другой человек сам по себе, еще до того, как я узнаю его, имеет ценность, и человеку еще нужно «постараться», чтобы доказать мою неправоту в этом. Уважая другого человека, я не оскорбляю его, обхожусь с ним как с ценностью (все это относится и к самому себе!). Второй вид — уважение за конкретные действия или поступки. Это то уважение, которое можно только заслужить, его нельзя выдать изначально. «Как человека я его уважаю, но как профессионала — еще нет». Мнение разных людей по одним и тем же вопросам бывают неравноценны, так как не могут быть равновесными мнения о ракетостроении инженера-ракетчика и дяди Васи, который эти ракеты видел только на картинках. Все мы сталкиваемся с необходимостью занимать в этом мире свое место, и во взаимодействии/борьбе с этим миром добиваться уважения, то есть того, чтобы нас увидели другие люди, разглядели и выделили среди множества подобных нам. «Его действия вызывают только уважение» - это про уважение второго рода, заслуженное, а не базовое. Уважать можно даже врага, который демонстрирует то, за что ценил бы самого себя: стойкость, упорство в бою, мужество... И тут возникает одна отправная точка: чтобы признавать ценность других, нужно научиться признавать собственную ценность. Уважение — это чувство равного по отношению к равному. Признание «снизу вверх» (когда ощущение собственной ценности остается в тени или отсутствует) - это восхищение, очарованность (доходящие до полной слепоты в отношении чужих недостатков), «сверху вниз» - снисходительность, одобрение (доходящие в крайности до высокомерия). Маленький малыш, совершая подвиги упорства в попытках встать и достать любимую игрушку, завоевывает уважение, и в этот миг становится равным взрослому в проявлении такого замечательного качества, как настойчивость.

Мы отражаемся в глазах наших родителей, и самоуважение начинается с того, как нас отражают родители, как реагируют на нас. Родительское уважение — априорное, оно изначально дается авансом через любовь, выражаемую в виде послания «хорошо, что ты такой вот есть в нашей жизни, ты ценен для нас именно таким, как сейчас». Представьте, что родители вам это говорят, что чувствуете?... Так бывает не всегда... Однажды я выслушал долгий монолог матери взрослого совершеннолетнего сына, который при этом был несамостоятельным и ждал, когда родители сделают все за него, даже найдут ему работу. Мама выражала обеспокоенность таким поведением сына, жалела его за беспомощность («он у меня такой ранимый»), но при этом говорила о том, что «у него большой потенциал, правда, непонятно, как его реализовать, он ничего не хочет!». На вопросе «уважаете ли вы своего сына?» она запнулась, опустила глаза и голову, и, после непродолжительного молчания, ответила: «нет...». С самого раннего детства этот мальчик воспринимался как недееспособный, как инвалид, и в сверхзаботе родителей было много жалости, но очень мало уважения к попыткам ребенка хоть что-то делать самому.

Итак, уважение — это чувство, возникающие тогда, когда мы видим ценность в себе или в других. Что же тогда гордость? Гордость - ощущение своей сопричастности к чему-то достойному и вызывающему уважение. Гордость не может возникнуть за то, к чему мы не ощущаем себя причастными. Странно было бы гордиться успехами экономики Никарагуа. Гордиться своей страной можно, если ощущаешь причастность (через происхождение). Гордость за достижения своих детей тоже уходит корнями к родству и к тому, что мы приложили (или нам кажется, что мы приложили) свою руку к их успехам. Гордость психологически связывает человека с тем достойным, что он делает. Сливаясь с уважением, она образует основу самооценки и самоотношения. Уважение больше связано с качествами личности, гордость — с ее действиями, но если уважать можно и совершенно посторонних людей из чужих стран, то гордиться можно чем-то своим, близким, и никогда — чужим (хотя вполне можно понять чужую гордость).

Почему гордости так не повезло в христианстве? «Все грехи мерзостны пред Богом, но мерзостней всех-гордость сердца», «Лучше быть побежденным в смирении, чем победить с гордостью», «Гордость - начало греха. С нее начинается всякий грех и в ней находит свою опору». Ключом к этому неприятию служат такие слова: «Гордостью болен тот, кто стал отступником от Бога и собственным своим силам приписывает добрые дела» (Нил Синайский). То есть гордость связывает человека с признанием его собственных заслуг, его собственной силы в этом мире. Но в христианском мире источником Блага может быть только Бог, на долю человека приходится смирение и стыд. Стыд — противоположность гордости, самоуничижение и самоумаление. К сожалению, ранее христианство сделало ставку именно на стыд, точнее — на греховность человеческой природы, которая порождает стыд. «Только о грехе будет он говорить, только о грехе его учение» - говорится в «Пророчестве о конкисте» майя (XVI век).

Неприязнь к чувству гордости объясняется еще тем, что его часто путают с нарциссическим высокомерием (той самой «гордыней»). Гордость говорит нам: «здорово, что я причастен к этому, приложил свою руку, значит, я что-то достойное в этом мире оставляю». Высокомерие: «я причастен к этому, значит, я более важен, чем другие, кто к этому не причастен». Гордость перерастает в гордыню там, где нет базового уважения, признания ценности других людей безотносительно их причастности к чему-то великому или значимому.

Главным механизмом, который блокирует возможность появления уважения (самоуважения) и гордости — это обесценивание. Сначала эту работу могут проделывать родители, когда ребенок, сияющий от радости, тащит свой рисунок показывать матери, а в ответ - «что это вообще намалевано здесь?». Или когда просто не замечаются никакие попытки ребенка совершить что-то достойное в глазах родителей. Потом этот механизм усваивается ребенком, и уже родители не нужны — все работает само собой. Человек, не испытывающий уважения к самому себе, и не находящий поводов для гордости собой — это тот, кто хорошо поднаторел в том, чтобы не видеть ничего из того, чего он достиг и не видеть своих качеств. Этим самым он расчищает дорогу для презрения и стыда к себе и, опосредованно, по отношению к другим людям.

В общем, опора на себя, способность к самостоятельному выбору становится возможной не тогда, когда просто «избавляешься» от токсических вины, стыда, страха и от зависимости, а когда обнаруживаешь в себе уважение и, возможно позднее, гордость.



promo tumbalele february 13, 2013 16:48 236
Buy for 500 tokens
Ощущение душевной близости мужчины и женщины может быть настолько непереносимым, что мужчина и женщина начнут заниматься сексом, чтобы избежать переживания близости . Такой вот парадокс. Секс стал настолько обыденным делом, а для мужчин — чуть ли не обязательным — что проще…

Comments

( 94 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
nemertea
Jul. 5th, 2014 08:48 am (UTC)
отлично написано, сложно не согласиться. позволь спросить, а что же делать с гордостью христианам нынешним?
lux_f
Jul. 5th, 2014 09:54 am (UTC)
+1
и могут ли они при таком раскладе быть по-настоящему счастливыми?
думается, без самоуважения это сложновато.
(no subject) - tumbalele - Jul. 5th, 2014 11:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - nemertea - Jul. 5th, 2014 11:25 am (UTC) - Expand
evpraksiya
Jul. 5th, 2014 09:00 am (UTC)
Спасибо. Очень интересный текст. В части христианства я думаю еще есть такой момент: стыдящемся намного легче управлять, чем гордым. Легче собирать с него десятину, продавать индульгенции и др.
tumbalele
Jul. 5th, 2014 11:26 am (UTC)
Да, я тоже так думаю. Не зря же среди символов раннего христианства - Добрый Пастырь, паства уподобляется агнцам, а посох епископа восходит к пастушескому посоху.
(no subject) - siticat - Jul. 5th, 2014 12:47 pm (UTC) - Expand
yustuzova
Jul. 5th, 2014 09:53 am (UTC)
Спасибо большое!!!
tumbalele
Jul. 5th, 2014 11:24 am (UTC)
Пожалуйста.
livejournal
Jul. 5th, 2014 10:12 am (UTC)
психолог про гордость и уважение
Пользователь hallucinational сослался на вашу запись в своей записи «психолог про гордость и уважение» в контексте: [...] http://tumbalele.livejournal.com/89486.html [...]
livejournal
Jul. 5th, 2014 10:31 am (UTC)
Уважение и гордость
Пользователь redjit сослался на вашу запись в своей записи «Уважение и гордость » в контексте: [...] Оригинал взят у в Уважение и гордость [...]
tainstostrov
Jul. 5th, 2014 10:48 am (UTC)
Насчет уважения со всем согласна, а вот насчет гордости... Я никогда не понимала, как можно гордиться достижениями, к которым отношение имеешь очень условное. Через происхождение? Что это значит? папа-академик, дед-победитель и бабушка, спасшая ребенка из горящего дома - это все ни разу не мои заслуги, как я могу ими гордиться? Не говоря уже о полете человека в космос... С другой стороны, достижения моих детей в какой-то степени зависят от меня (пусть и в очень малой) - тут я гордость понимаю.

tumbalele
Jul. 5th, 2014 11:21 am (UTC)
Это уже другой вопрос - с кем ты выбираешь себя отождествлять и с кем себя ощущаешь сопричастным. Вон, в Азербайджане есть один человек, который зверски убил топором армянина в Венгрии. И что? Национальный герой, гордость нации...
(no subject) - tainstostrov - Jul. 5th, 2014 11:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - nami_tells - Jul. 7th, 2014 09:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tainstostrov - Jul. 7th, 2014 10:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nemertea - Jul. 5th, 2014 11:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - tainstostrov - Jul. 5th, 2014 11:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - nemertea - Jul. 5th, 2014 06:29 pm (UTC) - Expand
Екатерина Карпенко
Jul. 5th, 2014 11:36 am (UTC)
Какое классное определение - "Уважать человека - замечать его и учитывать его желания и потребности.")
Для меня как-то уважение было всегда связано с качествами, которые человек проявляет, а не с его личностью непосредственно.
tumbalele
Jul. 5th, 2014 12:08 pm (UTC)
Ну так на то и два уважения :)
anna_muradova1
Jul. 5th, 2014 12:03 pm (UTC)
Я, конечно, представитель несколько экзотической для России конфессии, поэтому буду говорить только про свой опыт. У нас как-то больше говорят именно об уважении, чем о стыде. По крайней мере наш священник в проповедях часто говорит о том, что мы должны уважать себя и соседей гордится тем, кто мы есть. Так что вряд ли целесообразно всех христиан грести под одну гребенку. Есть много вариантов.
А вообще интересно, я вот никогда не задумывалась над разнице между уважением как принятием другого и гордостью как причастностью. Действительно, гордость за родственников, за соплеменников итп это удовольствие от того, что твое окружение состоит из достойных людей. По принципу "скажи мне кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты"
tumbalele
Jul. 5th, 2014 12:07 pm (UTC)
Цитаты про гордость - это больше из православной литературы. http://www.pagez.ru/ds/gordost.php - тут их целое море, и ничего хорошего про гордость :))
(no subject) - anna_muradova1 - Jul. 5th, 2014 01:01 pm (UTC) - Expand
galadster
Jul. 5th, 2014 12:19 pm (UTC)
Это очень ясно и понятно, когда это есть. Самоуважение и гордость. А когда нет, то все кажется совсем странным и страшным. Я часто с этим сталкиваюсь, когда обсуждаются проблемы воспитания. "Если я не буду его критиковать, указывать на его ошибки и несовершенства, он же загордится и вырастет заносчивым". "Если я его не буду постоянно одергивать, он же решит что ему все позволено и пустится во все тяжкие". "Что ты носишься с его достоинством, какое там у ребенка достоинство, он тебе на шею сядет". И невозможно объяснить, такое впечатление, что люди боятся самоуважения в других...
tumbalele
Jul. 5th, 2014 12:28 pm (UTC)
Потому что трудно представить, что такое самоуважение и гордость людям, у которых эти чувства вытравливали с детства как опасные...
(no subject) - anna_muradova1 - Jul. 5th, 2014 01:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - galadster - Jul. 5th, 2014 06:11 pm (UTC) - Expand
disgustarbeiter
Jul. 5th, 2014 12:33 pm (UTC)
Я теряю гордость и самоуважение, когда влюбляюсь, мне это часто говорят, и я сама это понимаю. Но в то же время для меня это взаимоисключающие понятия: страстная любовь и гордость. Неозможно "гордо" стоять в коленно-локтевой позиции по-моему, это совершенно разные механизмы внутри...Страсть и Гордость - дамы-собственницы, ты либо с одной, либо с другой.
tumbalele
Jul. 5th, 2014 12:35 pm (UTC)
Мне кажется, что под гордостью ты понимаешь что-то совсем другое...
c_bemol
Jul. 5th, 2014 12:49 pm (UTC)
уважение второго типа
Уважение второго типа - это авторитет. То, что заслуживается в борьбе - когда человек "заставляет" считаться с собой. То, что применяется "уважающим" к себе как ориентир для своих поступков: на чужое авторитетное мнение можно опираться, когда недостаточно опоры на себя: просто присоединиться к лидеру.

Уважение, которое надо заслужить - подразумевает, что по умолчанию его нет: по умолчанию есть не-уважение, не-значимость. И надо сильно попрыгать и подоказывать кому-то что-то, чтобы "заслужить" в его глазах право считаться с вами. Это право сильного: меряются силами и "заслуживают", превосходя. Часто ошибка или слабость сводит это "заслуженное уважение" обратно в пропасть.

Я такое встречала у манипулятивных гиперконтролирующих людей, любящих унижать слабых и подчиняющихся сильным - очень иерархичных, ориентированных на власть-подчинение, на контроль, на иерархию.
tumbalele
Jul. 5th, 2014 12:55 pm (UTC)
Re: уважение второго типа
авторитет может быть основан на уважении, а может - на силе. Само значение "авторитет" означает "влияние", тогда как не каждый человек, которого я уважаю, может оказывать на меня влияние. Поэтому я не могу принять отождествление авторитета и уважения.

Да, по умолчанию - незначимость человека как, например, профессионала, потому что он студент-практикант. Однако это уважение можно завоевать, показывая те или иные навыки. И это - нормально, как нормальна конкуренция. Кто-то будет в чем-то лучше.
c_bemol
Jul. 5th, 2014 01:06 pm (UTC)
гордость и гордыня
в христианстве есть такой прием: подмена понятий, вкладывание другого смысла в интуитивно знакомые слова. Это как сумки-подделки раньше продавались: меняешь одну букву в имени бренда и накручиваешь цену.

Гордыней называют все проявления гордости, про смирение выпускники семинарий говорят - это вовсе не смирное подчинение в христианстве значит, это вовсе даже от слова "с миром", учите типа матчасть. Звучит это высокомерно-снисходительно, сначала фрустрирует сильно - :)

Смирение - по-любому отказ от себя, от своих потребностей и желаний и даже чувств, стыдливое спрятывание себя-настоящего, опора на единственный признанный авторитет - бога с подавляюще огромной буквы. Как ты смеешь гордиться, все хорошее создано не тобой, да и кто ты без Него, смирись немедленно, или умрешь в муках, это же грех - борьба: вся, кроме нашей, и каждое я - последняя буква в алфавите.

Все та же ориентация на жертвенность, а не на ценность по умолчанию - от носителей абсолютной истины, видящих радость в муках: если это указания, как жить и что чувствовать. Про ничтожных людишек, да.

А ведь я хотела что-то хорошее написать - как же эти упоминания христианства разжигают во мне религиозную рознь, однако:)

Что связь гордости, самоуважения, ценности себя по умолчанию и признания достижений в детстве чувствуется как что-то очевидное, но очень трудноформализуемое буквами.

Вы считаете, что невозможно гордиться собой и своими достижениями, получается, так?
tumbalele
Jul. 5th, 2014 01:11 pm (UTC)
Re: гордость и гордыня
"Вы считаете, что невозможно гордиться собой и своими достижениями, получается, так?"

М..м... Мне непонятно, как из моего текста мог последовать такой вывод. Кажется, я как раз говорю о важности того, как гордиться собой и своими достижениями.
Re: гордость и гордыня - c_bemol - Jul. 5th, 2014 01:21 pm (UTC) - Expand
Re: гордость и гордыня - tumbalele - Jul. 5th, 2014 01:33 pm (UTC) - Expand
Re: гордость и гордыня - c_bemol - Jul. 5th, 2014 01:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - livelight - Jul. 6th, 2014 08:15 am (UTC) - Expand
Re: гордость и гордыня - bogatr - Jul. 6th, 2014 02:58 pm (UTC) - Expand
Re: гордость и гордыня - c_bemol - Jul. 8th, 2014 12:12 am (UTC) - Expand
Re: гордость и гордыня - lhfrjy76 - Jul. 10th, 2014 05:15 pm (UTC) - Expand
Re: гордость и гордыня - c_bemol - Jul. 10th, 2014 08:21 pm (UTC) - Expand
Re: гордость и гордыня - lhfrjy76 - Jul. 10th, 2014 10:42 pm (UTC) - Expand
ext_2448792
Jul. 5th, 2014 01:11 pm (UTC)
христианство велит нам усмирять гордость ( гордыню), а психология что нам скажет - надо ли бороться с этим? а то у меня это очень сильно выражено и даже мешает жить.
tumbalele
Jul. 5th, 2014 01:12 pm (UTC)
Что выражено-то? Гордость?
(no subject) - ext_2448792 - Jul. 5th, 2014 04:15 pm (UTC) - Expand
bogatr
Jul. 5th, 2014 04:29 pm (UTC)
Уважаю Вас за столь понятный мне слог и за "разжевывание" терминов. Но не соглашусь с тем, что уважение это чувство. Вы сами написали, что "Уважать человека - замечать и учитывать его желания и потребности." Это скорее осознание ума, мысли по отношению к человеку. И еще (я сегодня стану совсем дотошным) легче учитывать личные границы человека, потому как личные границы виднее чем желания и потребности.
tumbalele
Jul. 5th, 2014 10:21 pm (UTC)
Уважение вполне четко ощущается в теле, причем это ощущение отличается от других подобных переживаний. Поэтому это чувство.
snaillians
Jul. 5th, 2014 04:30 pm (UTC)
Про обесценивание как механизм интересно, спасибо.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 94 comments — Leave a comment )

Profile

сепия
tumbalele
Илья Латыпов

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com