Илья Латыпов (tumbalele) wrote,
Илья Латыпов
tumbalele

Categories:

Эмпатия и как ее убить.

Terminator-3-2Эмпатия – чудесный механизм, объединяющий на биологическом уровне всех людей в единое поле. Эмпатия является врожденной, и она присуща не только людям, но и ряду высокоразвитых млекопитающих, в первую очередь – человекообразным обезьянам. Нередко её путают с симпатией, но это очень разные явления. Симпатия – это положительное отношение к кому-либо, а эмпатия – способность чувствовать состояние другого, вживаться в него. Если мы видим боль другого человека, то наш мозг и наше тело отзываются, реагируя так, как будто это нам больно. Степень ответной реакции зависит от многих факторов, у людей разный уровень эмпатии, за исключением патологий, при которых этой способности нет (вроде антисоциального личностного расстройства или аутизма). У всех есть общий базовый уровень эмпатии, именно благодаря ей устанавливается связь между младенцем и родителями, а позднее - между детьми. Сострадание и сочувствие, способность прощать, входить в чужое положение, отзывчивость, альтруизм, жалость, помощь, способность получать удовольствие от актерской игры – все это базируется на эмпатии. Иными словами, эмпатия - это не "я понимаю, что ты чувствуешь", а "я чувствую твои переживания". "Я чувствую, что ты боишься, что ты радуешься,  удивляешься, злишься". При этом свое "я" сохраняется, оно прикасается к переживаниям другого, со-переживает, но не растворяется в нем.

Тем страшнее понимание того, как легко можно ограничить – а то и полностью подавить – способность к эмпатии.

Как? Ф.де Вааль, известный биолог, рассказывает о таком очень простом исследовании нейрофизиологов в Цюрихском университете. Они изучали нейронный ответ человека на страдания других людей. Мужчины смотрели, как в соседней комнате получает удары электрическим током либо болельщик их собственного клуба, либо болельщик клуба-соперника. Все наблюдатели были фанатами «со стажем», к футболу относились серьезно. И эмпатию они проявляли к болельщикам только своего клуба. Более того, страдания болельщика соперничающего клуба активировали в мозгу центры удовольствия.

Вот и простой ответ на то, как убить эмпатию. Раздели людей на чужих и своих. Чем больше вокруг чужих – тем меньше эмпатии. Хочешь подавить ее полностью? Сделай чужими всех вокруг, а себя – избранным, обособленным, уникальным. Благо, что и этот механизм такой же врожденный, что и способность чувствовать другого. Мыши способны дискомфортом реагировать на боль других мышей, но при одном условии – они должны были некоторое время жить вместе со страдальцем. Страдающий чужак оставляет их равнодушными. Точно также равнодушными остаются шимпанзе.

Деление на «своих» и «чужих», реакция обособления древнее и мощнее, чем эмпатическая отзывчивость, и ее намного легче активизировать. Помню о простом эксперименте, в котором участников разделили на две группы при помощи простых цветных квадратиков (синих и красных), а потом выбранным представителям из этих групп предложили разделить между всеми участниками эксперимента определенные суммы. И тут выясняется, что «синий» старался побольше урвать для «синих», а «красный» - для «красных», хотя эти группы были образованы случайно, и никто из членов групп не знал друг друга до эксперимента. Достаточно было простого факта «мы одного цвета», чтобы стать предвзятым и уменьшить уровень эмпатии.

Знаменитые исследования психолога Муазефа Шерифа показали, каким образом людей, объединив в разные случайные группы, можно спровоцировать не только на утрату эмпатии к «чужакам», но и на открытую и прямую враждебность, так как само по себе деление на группы не влечет за собой межгрупповую агрессию (о самом исследовании – здесь, см. Эксперимент 2). Шериф выяснил, что стремление унижать и враждебность по отношению к членам противоположной группы начинали проявляться только в условиях соревнования за ограниченные ресурсы. То есть нужно убедить людей, что им есть что делить – и дальше все пойдет по накатанной. Именно в такой ситуации боль и страдания другого начинают активизировать центры удовольствия тех, кто видит это страдание, но принадлежит к другому лагерю. Одновременно возрастала внутригрупповая солидарность и эмпатия, но только к своим. Чем меньше группа «своих» - тем меньше сочувствия к «остальным».

Итак, все очень просто, увы. Два простых до безобразия правила:

А) Проведи границу между «своими» и «чужими».

Б) Убеди «своих», что им есть, что делить с «чужими».

2517c58733dfДальше люди сделают все сами, ведомые механизмами, общими с шимпанзе и другими млекопитающими. Появятся кодовые слова-сигналы, которые отличают «наших» от «не наших», по ним сразу можно вычислить друг друга. У людей эту роль играют слова-ярлыки. Появится полная закрытость к информации с «той стороны», и чрезмерная доверчивать к «своим» (помним – возрастает внутригрупповая солидарность). Включится "язык ненависти", суть которого - причинение страдание другому через слово.  Радость от страданий и боли «чужаков». Оправдание убийств со стороны «своих»... А там дальше - рептилии и роботы, для которых эмпатия недоступна...

А дрессировщики будут смотреть на сражающихся шимпанзе и павианов, и продумывать новые эксперименты… У Оруэлла, кажется, есть несколько любопытных идей…

P.S. Где выход? Там же, где и вход. Найди, что тебя объединяет с «чужаком», и найди общую цель, которую можно добиваться сообща.

Tags: академическая психология, психологические эксперименты, размышлизм, экзистенциальная психология
Subscribe

promo tumbalele february 13, 2013 16:48 227
Buy for 500 tokens
Ощущение душевной близости мужчины и женщины может быть настолько непереносимым, что мужчина и женщина начнут заниматься сексом, чтобы избежать переживания близости . Такой вот парадокс. Секс стал настолько обыденным делом, а для мужчин — чуть ли не обязательным — что проще…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 279 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Между сухих научных строк СТОЛЬКО всего актуального. По крайней мере - для меня, если кто-то другой не смог увидеть.
Спасибо, Илья.
Это такой сильно сдержанный отклик на тот информационный шум, перешедший в ультразвуковой визг ненависти, поднявшийся после сбитого Боинга. Зае..ли шимпанзе в твиттерах, ЖЖ, фэйсбуке... Давайте обратно в людей превращаться, что ли...

iigogosha

7 years ago

systemhalted

7 years ago

tumbalele

7 years ago

systemhalted

7 years ago

drdradoon76

6 years ago

Важный текст. Здесь нет только ответа на вопрос "Как достичь всем людям такого уровня развития, когда есть ценность и мотив справиться с розней на ровном месте"...
Не знаю такого ответа.

dor_blue

7 years ago

tati2705

7 years ago

dr_spring

7 years ago

Deleted comment

tumbalele

7 years ago

Deleted comment

vapva

7 years ago

dr_spring

7 years ago

Deleted comment

dr_spring

7 years ago

siticat

7 years ago

tumbalele

7 years ago

Не согласна. Механизмы деления на свой/чужой необходимы для очень многих процессов, важных в т.ч. и для выживания человечества как целого. Без них не было бы сплоченности семьи, разнообразия культур, разнонаправленной поисковой активности, возможности (и необходимости) перенимать положительный и осознавать отрицательный опыт других культур.
Человечество последовательно движется к тому, чтобы эти границы "свой-чужой" расширять в пользу "свой". Иначе - гибель.

kassandra_1984

7 years ago

tumbalele

7 years ago

kassandra_1984

7 years ago

tainstostrov

7 years ago

kassandra_1984

7 years ago

tumbalele

7 years ago

kassandra_1984

7 years ago

systemhalted

7 years ago

natalav

6 years ago

tainstostrov

6 years ago

деление на своих и чужих запускает цепную реакцию: чужие, которые до поры до времени не ведали, что они - чужие, в ответ на притеснения и прочие несправедливости тоже начинают вести себя соответствующим образом.
А насколько реально запустить аналогичную реакцию, перестав делить на своих и чужих? Почему-то мне кажется, что гораздо сложнее( строить - не ломать.
Шериф смог это сделать, но на уровне подростковых групп. Как это сделать на более широком уровне - это задачка сложнейшая...

aknost

7 years ago

chuka_lis

7 years ago

kassandra_1984

7 years ago

dr_spring

7 years ago

Пока читала заголовок, подумалось про другое. Когда вокруг происходит очень много страшного, люди устают это переживать и со временем и уже ничего не чувствуют. Это так?
Я тоже первым делом в эту сторону подумала.

tumbalele

7 years ago

izol_da

7 years ago

fossa_s

7 years ago

izol_da

7 years ago

fossa_s

7 years ago

izol_da

7 years ago

fossa_s

7 years ago

большое спасибо за пост. я впервые посмотрела на свою проблему с другой стороны. а у меня проблема обратная. во мне на столько развита эмпатия и состродание ко всему в мире, что у меня развилось генерализированное тревожное расстройство, вместе с паническим еще туда.

и да, термин "эмпатия", действительно раньше назывался "симпатией" и виной тому David Hume, который когда-то много занимался вопросом ее механизмов, называя спасобность со-чувствовать симпатией.
Да, крайности в любом случае нежелательны. Вы, похоже, взвалили на себя ношу Бога, а ее человеку нести не под силу :). И здесь действительно лучше провести границу между "своим" и "чужим".

muzima

7 years ago

yoserian

7 years ago

muzima

7 years ago

aknost

7 years ago

yurvor

7 years ago

muzima

7 years ago

tumbalele

7 years ago

yurvor

7 years ago

tumbalele

7 years ago

yurvor

7 years ago

Deleted comment

muzima

7 years ago

Deleted comment

muzima

7 years ago

Хорошая статья. Душевнополезная. Но мне всё-таки кажется, не точная.

Тут всё равно путаются эмпатия и симпатия. Почему-то подразумевается, что эмпатии достаточно для образования положительного отношения между людьми, т.е. симпатия. "Одновременно возрастала внутригрупповая солидарность и эмпатия, но только к своим." - тут, конечно же, ошибка.

Поясню на примере. Предположим, один человек испытывает агрессию (что важно, источник агрессии не важен. К погоде, к тесной одежде, к "не с той ноги встал", etc.). Второй человек эмпатически чувствует эту агрессию, интерпретирует её в свой адрес и "возвращает" первому уже свою агрессию. Далее по принципу положительной обратной связи агрессия растет с обоих сторон. Эмпатии тут хоть залейся, симпатии - ноль.

Другими словами, при делении людей на две группы меняется лишь "начальный импульс". Условно говоря, встречает один человек другого - и попадает в состояние неопределенности, друг это или враг? Фрустрация приводит принятию интуитивного решения на основании _произвольных_ признаков, например, цвета квадратиков. И эта самая первоначальная эмоция (разрешение фрустрации) затем усиливается эмпатически. Эмпатически усиливаются как позитив, испытываемый друг к другу (симпатия), так и негатив (антипатия). Эмпатия не подавляется ни в одном случае, ни в другом.

Т.е. утверждение о том, что эмпатия подавляется по отношению к "чужим", я бы назвал неверным.

Что же касается действий сообща, есть масса примеров, когда группа из нескольких людей, казалось бы, добивающихся одной цели (например, коллектив, работающий над одним проектом) разругивается в пух и прах. Т.е. просто совместных действий недостаточно для установления симпатии.

Я бы предложил идею, что основным способом для установления симпатии является оказание безвозмездной (альтруистической) помощи. Конечно, если люди стремятся к одной цели, условия для востребованности такой помощи организовать гораздо проще, чем просто так. Но просто наличие одной цели явно недостаточно.
Думаю, что совсем эмпатию подавить невозможно, особенно в тех моментах, когда речь идет о выживании. В этот момент будешь восприимчив к чужой агрессии, потому что относится к фундаментальным витальным потребностям. А вот то, что сверху - атрофируется. Например, способность воспринимать физическую боль "чужака", сочувствовать ему - для этого симпатия не обязательна.

А то, что группа людей разругалась в пух и прах - это же тоже признак эмпатии, роботы не ругаются :). Если в результате человек станет чужаком, да еще враждебным, то плевать станет на его чувства и переживания.

yurvor

7 years ago

dr_spring

7 years ago

tumbalele

7 years ago

dr_spring

7 years ago

chuka_lis

7 years ago

А где граница между эмпатией и слиянием?
Думаю вот здесь: "ты свой, но не мой и не я"

megavolt_ex

7 years ago

tumbalele

7 years ago

megavolt_ex

7 years ago

yurvor

7 years ago

megavolt_ex

7 years ago

yurvor

7 years ago

megavolt_ex

7 years ago

yurvor

7 years ago

megavolt_ex

7 years ago

yurvor

7 years ago

megavolt_ex

7 years ago

yurvor

7 years ago

megavolt_ex

7 years ago

yurvor

7 years ago

megavolt_ex

7 years ago

yurvor

7 years ago

megavolt_ex

7 years ago

yurvor

7 years ago

megavolt_ex

7 years ago

yurvor

7 years ago

megavolt_ex

7 years ago

yurvor

7 years ago

megavolt_ex

7 years ago

yurvor

7 years ago

megavolt_ex

7 years ago

paxmet_far_away

7 years ago

megavolt_ex

7 years ago

tumbalele

7 years ago

paxmet_far_away

7 years ago

tumbalele

7 years ago

paxmet_far_away

7 years ago

megavolt_ex

7 years ago

paxmet_far_away

7 years ago

megavolt_ex

7 years ago

paxmet_far_away

7 years ago

megavolt_ex

7 years ago

paxmet_far_away

7 years ago

megavolt_ex

7 years ago

paxmet_far_away

7 years ago

megavolt_ex

7 years ago

Спасибо за пост!
И тема интересная, и прочиталось как ответ на многие незаданные вопросы.
Все, что Вы пишите, было исследованно еще Густовом Лебоном в своих трудах, посвященных вопросам управления толпой и массами. Его труды давно взяты на вооружение политтехнологами и прочими" любителями"управлять человечеством. Создается впечатление, что современная психология во многом базируется на работах " старых мастеров " ,интерпретируя их.
Современная психология достаточно далеко ушла от Г.Лебона.
Мне тоже понравилось очень!
Но хотела бы уточнить такой момент.
"Культурным" людям надо подсунуть идею, что "есть что делить" (я взяла в кавычки слово "культурным", т.к. многие после этого начинают вести себя так, что без кавычек уже не назовешь :( ).
Но есть люди, у которых накапливается неизрасходованная агрессия и они постоянно в поиске жертвы. Таким людям достаточно просто сказать: "вот чужой"...
Я вижу в этой роли разные типажи - это может быть и безбашенный подросток, и сварливая бабуля, и интернет-троль...
Или у таких людей все равно есть внутри идея о том, что им есть что делить с жертвой? Только они обижены уже заранее и на весь мир, потому и готовы нападать на любого из его представителей, только дай повод?
"Но есть люди, у которых накапливается неизрасходованная агрессия и они постоянно в поиске жертвы. Таким людям достаточно просто сказать: "вот чужой"..."

Не, этого мало. Надо "вот чужой, и из-за него у тебя нет работы... воды в кране... " (и так далее).
Некто явно задался целью убить эмпатию в обществе в принципе
Этим много кто занимается.

fedorovskaja

7 years ago

Очень актуально, Илья! И настолько вовремя, что я, пожалуй, даже перепощу!
На злобу дня (в буквальном смысле) :)

nata_land

7 years ago

tumbalele

7 years ago

nata_land

7 years ago

На мой взгляд не вполне корректные логические построения.
Если люди находятся в ситуации ограниченных ресурсов, то "есть что делить" - это не результат чьих-то убеждений, а естественное состояние. Если у человека дефицит ресурсов, то его естественная потребность пополнить эти ресурсы. Другой вопрос, что пополнять их он может зачастую пытаться не там и не у тех (например, когда одна угнетаемая группа гнобит другую, вместо того чтобы объединиться и вместе пойти против угнетателей). Вот тут действительно фактор убеждения играет роль.
Я думаю, что логические построения корректные, но не полные :)) Я уже не преследую цели всесторонне и исчерпывающе описать ту или иную проблему, потому что это, во-первых, превращает пост в необъятную статью, а во-вторых, в блоге найдутся читатели, которые дополнят :))
Выход из описанных вами "животных кругов реакций" не там, где вход - и, кстати, тот же Оруэлл это прекрасно описывает.
Выход тут - в росте личностной зрелости, т.е. нужно начинать ценить себя как отдельную, ни на кого в мире непохожую личность. Тогда и других начнешь воспринимать так же, а не как "члена какой-то стаи".
Потому что, как справедливо отметил еще А.Маслоу, психологически зрелые люди "критично относятся к той культуре, к которой принадлежат: выбирают хорошее и отвергают плохое, - они ощущают себя больше представителями человечества в целом, нежели одной культуры".
Это вы описали условие, при котором возможен выход :)
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →